283-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (в части повышения уровня
безопасности и охраны труда в угольной промышленности)

Законопроект направлен на совершенствование законодательства,
регулирующего вопросы промышленной безопасности и охраны труда и,
прежде всего, повышения уровня безопасности производства работ в
организациях угольной промышленности, а также эффективности
осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на
обеспечение промышленной безопасности.
В этих целях законопроектом вносятся изменения в восемь
законодательных актов Российской Федерации.
В Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1
«О недрах» для обеспечения сейсмобезопасности законопроектом
предлагается закрепить возможность подключения пользователей недр,
ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и
сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей. При этом
предполагается, что порядок реализации данной нормы будет
устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом предлагается внести изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в
области добычи и использования угля, об особенностях социальной
защиты работников организаций угольной промышленности». Глава III
этого Федерального закона дополняется такими новыми статьями, как:
статья 151
, содержащая меры, направленные на выявление на объектах,
где ведутся горные работы, лиц, находящихся в состоянии алкогольного,
наркотического и (или) токсического опьянения. Данная статья
сформулирована на основе положений Закона Кемеровской области от
17 января 2006 года № 7-03 «О мерах по выявлению на территориях
угледобывающих и горнорудных предприятий лиц, находящихся в состоянии
алкогольного, наркотического и токсического опьянения»;
статья 16 посвящена профилактическим мерам обеспечения
безопасности ведения работ, согласно которой организации по добыче
(переработке) угля (горючих сланцев) на объектах, где ведутся горные
работы, устанавливают оборудование для фиксации возможных нарушений
дисциплины труда, норм и правил безопасности, организуют возможность
передачи сообщений о таких нарушениях работниками данных организаций,
а также осуществляют стимулирование безопасного ведения работ по добыче
(переработке) угля (горючих сланцев).
Статья 161 «Единые системы управления промышленной
безопасностью и охраной труда» излагается в новой^едакпии и раскрывает

содержание единых систем управления промышленной безопасностью и
охраной труда в угольной промышленности: они обеспечивают безопасное
ведение горных работ, включая осуществление мониторинга и
предупреждение условий возникновения опасности геодинамического,
аэрологического и техногенного характера, оперативный контроль и
управление технологическими и производственными процессами в
нормальных и аварийных условиях с применением различных систем защиты
людей, оборудования и сооружений.
Законопроектом предлагается внести изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов». При этом вносится изменение в статью 3,
наделяющее федеральный орган исполнительной власти в области
промышленной безопасности полномочием утверждать документы
добровольного многократного использования, содержащие разъяснения
требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению
руководства по промышленной безопасности. Реализация данного изменения
позволит осуществлять подготовку востребованных эксплуатирующими
организациями разъяснений по обязательным требованиям актов
Правительства Российской Федерации и федеральных норм и правил в
области безопасности ведения работ по добыче (переработке) угля (горючих
сланцев). Предлагаемый правовой статус документа аналогичен
руководствам по безопасности, предусмотренным статьей 6 Федерального
закона «Об использовании атомной энергии».
Кроме того, законопроектом вводится новая статья 16 Федерального
закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов», направленная на создание правовых основ организации и
осуществления общественного контроля в области промышленной
безопасности как одной из эффективных форм регулирования, при этом не
создающей избыточных административных барьеров. Также с учетом
позитивного опыта деятельности ранее существовавших внештатных
инспекторов Госгортехнадзора законопроектом предлагается ввести институт
общественных инспекторов в области промышленной безопасности —
сотрудников организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, постоянно участвующих в систематическом наблюдении за
исполнением обязательных требований, с учетом анализа и прогнозирования
их исполнения.
Реализация данной нормы предполагает непосредственное участие
граждан в мероприятиях в области промышленной безопасности,
направленное не только на объекты контрольно-надзорной деятельности, но
и на субъекты осуществления данных полномочий, что будет способствовать
повышению прозрачности действий контрольно-надзорных органов,
снижению рисков аварийности и смертельного травматизма при ведении
работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также на иных
опасных производственных объектах.

Законопроектом также вносятся изменения в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях. В частности,
статья 9.5 дополняется новой частью, согласно которой неправомерный отказ
от осуществления авторского надзора в процессе строительства и
реконструкции опасного производственного объекта организацией, которая
разработала соответствующую документацию, наказывается штрафом от 20
до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 500 тысяч рублей — для
юридических лип.
Трудовой кодекс Российской Федерации законопроектом
предлагается дополнить новой частью второй статьи 3301
, согласно которой
положения главы 511 «Особенности регулирования труда работников,
занятых на подземных работах» могут применяться к работникам, занятым
на открытых горных работах, в случае, если это предусмотрено
коллективным договором, соглашением.
Кроме того, статью 330 Трудового кодекса Российской Федерации
предлагается дополнить новой частью третьей, согласно которой к лицам,
принимаемым на подземные работы в качестве руководителей или
специалистов, законом субъекта Российской Федерации могут быть
установлены дополнительные требования по образованию и стажу на
подземных работах. Данная норма основана на положительном опыте
реализации регионального законодательства о труде в Кемеровской области,
поэтому предлагается установить возможность применить ее опыт в других
субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в
целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством
практически отсутствуют законные основания для проведения внеплановой
выездной проверки в случае привлечения юридического лица или
индивидуального предпринимателя к административной ответственности по
статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях («Воспрепятствование законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа
муниципального контроля»). При этом в случае, если юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель признаны судом виновными в
воспрепятствовании проведения плановой проверки в текущем году, они
могут включаться в план проверок только на следующий календарный год, а
внеплановая проверка не может быть проведена ввиду отсутствия оснований.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Пояснительная записка к Федеральному закону
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального

контроля» дополнительными основаниями для проведения внеплановых
проверок.
Основанием для проведения внеплановых проверок по ранее выданным
предписаниям в соответствии с законодательством о государственном
контроле (надзоре) является истечение срока исполнения предписания.
Данное положение создаст формальные препятствия дня проведения
внеплановых проверок по ранее выданным предписаниям в тех случаях,
когда предписание выполнено, а орган надзора уведомлен об этом
проверяемым лицом (в ряде случаев это создаст препятствия для реализации
субъектами предпринимательской деятельности своих прав и законных
интересов, получения ими тех или иных разрешительных документов, а с
учетом того, что результаты проверок размещаются в сети «Интернет», в ряде
случаев это может негативно повлиять и на деловую репутацию субъектов
предпринимательской деятельности). В связи с этим предлагается уточнить
основание для проведения внеплановой проверки по ранее выданным
предписаниям, указав, что основанием для проведения такой проверки может
являться поступившее в орган надзора уведомление проверяемого лица об
исполнении предписания.
Действующими статьями 9 и 10 Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственною контроля (надзора) и муниципального контроля» в
настоящее время установлена обязанность органов надзора уведомлять
соответствующие саморегулируемые организации о проведении проверок в
отношении их членов. На практике реализация данной нормы невозможна в
силу объективных причин: орган надзора не обладает достоверной
информацией о членстве проверяемых лиц в конкретных саморегулируемых
организациях, особенно это касается тех поднадзорных сфер деятельности,
для которых членство в саморегулируемых организациях не является
обязательным условием осуществления предпринимательской или
профессиональной деятельности. В связи с этим законопроектом
предлагается часть 13 статьи 9 и часть 18 статьи 10 признать утратившими
силу.
Ряд изменений вносится законопроектом в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
В частности, в соответствии с частью 9 статьи 19 названного
Федерального закона одним из оснований для включения плановой проверки
лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является
истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии
или переоформлении лицензии. В случае переоформления лицензии,
связанного с реорганизацией, изменением наименования или места
нахождения лицензиата, выездные проверки лицензирующим органом не
проводятся. Вместе с тем в случае переоформления лицензии по названным
основаниям без проведения выездной проверки у лицензирующего органа
,
пропадает право на включение проверки лицензиата в ежегодный план
проведения плановых проверок.
Кроме того, в практике лицензирующей деятельности нередко
возникают ситуации, при которых переоформление лицензий по
поступающим заявлениям происходит во время формирования или после
утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок, в связи с чем
возникает вопрос о законности и целесообразности проведения плановых
проверок в отношении лицензиатов, решения о переоформлении лицензий
которым были приняты после утверждения ежегодного плана, но до
наступления предусмотренного планом срока проведения плановой
проверки. Для решения данной проблемы законопроектом вносятся
изменения в часть 9 статьи 19 названного выше Федерального закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: