Пояснительная записка к Федеральному закону 104-ФЗ 07.05.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного
процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного
процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
разработан в соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2011 году
Программы Правительства Российской Федерации по повышению
эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г.
№ 675-р, в целях создания правовой базы для перехода к формированию
бюджетов на основе программно-целевого принципа и реализации отдельных
мероприятий указанной Программы.
Предлагаемые законопроектом изменения могут быть сгруппированы по
следующим основным направлениям:
1. Формирование государственных (муниципальных) программ
Интеграция в бюджетный процесс государственных (муниципальных)
программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных
расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного
планирования, эффективности, гибкости и результативности использования
бюджетных средств, предусматривающая утверждение распределения
бюджетных ассигнований законами (решениями) о бюджетах по
государственным (муниципальным) программам, требует создания правовых
оснований для формирования указанных программ.
Законопроектом предлагается предусмотреть их формирование и
реализацию в соответствии с установленными статьей 179 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) общими требованиями к механизму
функционирования долгосрочных целевых программ.
Исходя из указанных требований определение сроков реализации и
установление порядка принятия решений о разработке, формировании и
реализации государственных (муниципальных) программ и их утверждение
законопроектом предлагается осуществлять в соответствии с решениями
высших исполнительных органов власти соответствующих публично-правовых
образований.2
input
Законопроект содержит требование об утверждении законом (решением)
о бюджете объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение
реализации указанных программ, а также устанавливает требования к
определению сроков утверждения государственных (муниципальных)
программ.
Также законопроектом предусматривается проведение ежегодной оценки
эффективности реализации каждой государственной (муниципальной)
программы, возможность принятия решения о прекращении или изменении
начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной
(муниципальной) программы на основании указанной оценки. В соответствии с
законопроектом государственными программами Российской Федерации
(субъектов Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на
реализацию программ указанных публично-правовых образований,
направленных на достижение целей, соответствующих государственным
программам Российской Федерации (государственным программам субъекта
Российской Федерации).
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из Кодекса
правовые основания для формирования долгосрочных целевых программ.
При этом законопроектом (переходными положениями) предусмотрена
возможность заключения государственных (муниципальных) контрактов в
соответствии с федеральными целевыми программами на срок их реализации,
которая будет действовать до завершения срока реализации данных программ.
В связи с переходом на программно-целевой принцип формирования
федерального бюджета законопроект (поправка в статью 264
10 Кодекса)
предусматривает предоставление с 1 января 2015 г. в Государственную Думу
сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности
государственных программ Российской Федерации одновременно с годовым
отчетом об исполнении федерального бюджета.
При этом в статье 192 Кодекса предлагается исключить требование о
внесении отчета о ходе реализации программ в Государственную Думу
одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период, поскольку информация о ходе
исполнения государственных программ при необходимости может быть
отражена в пояснительной записке к проекту федерального бюджета.
В связи с принятием решения о формировании федерального закона
о федеральном бюджете в программном формате начиная с федерального
бюджета на 2014 — 2016 годы предусмотрена специальная норма о применении3
input
поправок в статью 179 Кодекса к правоотношениям, возникающим при
составлении и исполнении федерального бюджета начиная с федерального
бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
2. Совершенствование бюджетной классификации
Переход к формированию «программной» структуры расходов бюджетов
требует реформирования бюджетной классификации Российской Федерации,
направленного на увязку расходов с целями и планируемыми результатами
государственной политики, их гармонизацию со статистикой государственных
финансов и системой национальных счетов.
В целях обеспечения прозрачности и обоснованности бюджетных
ассигнований в условиях формирования государственных (муниципальных)
программ законопроектом предусматривается возможность формирования
целевых статей расходов бюджетов исходя из состава указанных программ.
Предусмотренный Кодексом действующий порядок формирования видов
расходов бюджетов предполагает установление в составе расходов бюджетов
уникальных для каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации
видов расходов. В целях повышения прозрачности расходов бюджетов
законопроектом в статье 21 Кодекса предусматривается:
— установление структуры кода вида расходов, включающего группу,
подгруппу, элемент;
— закрепление исчерпывающего и единого для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации перечня групп, подгрупп и элементов видов
расходов. При этом в 2013 году предлагается сохранить за Министерством
финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) право
устанавливать перечень и коды групп, подгрупп и элементов видов расходов в
связи с возможным уточнением предлагаемого к закреплению в Кодексе
перечня.
В соответствии с предлагаемой законопроектом структурой видов
расходов детализация расходов бюджетов, предусмотренная действующими
положениями Кодекса до видов расходов, начиная с составления и исполнения
бюджетов бюджетной системы на 2014 год (на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов) будет осуществляться до групп и/или подгрупп и/или
элементов.
В целях повышения оперативности внесения изменений в
классификацию операций сектора государственного управления
законопроектом предлагается утвердить единые для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации группы указанной классификации,4
input
детализация которых будет осуществляться нормативным правовым актом
Минфина России исходя из экономической целесообразности формирования
структуры расходов при установлении порядка применения бюджетной
классификации Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 20 Кодекса подгруппой
«поступления (перечисления) по урегулированию расчетов по доходам
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» по группе доходов
бюджетов в целях создания правовых оснований для перечисления с единых
счетов бюджетов излишне распределенных платежей и осуществления
уточнения платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям. В
соответствии с указанными изменениями законопроектом предусмотрено
уточнение содержания закрепленных в статье 218 Кодекса операций
исполнения бюджетов по доходам.
Также в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г.
№ 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в целях
достоверного отражения расходов на обеспечение деятельности созданного на
базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
Следственного комитета Российской Федерации предлагается уточняющая
статью 21 Кодекса поправка — «органы прокуратуры и следствия».
3. Составление и утверждение бюджетов в «программном» формате
Правовые основания для утверждения законами (решениями) о бюджете
бюджетных ассигнований по государственным (муниципальным) программам
закрепляются предлагаемыми законопроектом поправками в статью 184
1
Кодекса, предусматривающими возможность установления законом
(решением) о бюджете распределения бюджетных ассигнований по целевым
статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным
мероприятиям), группам (группам и подгруппам) видов расходов —
классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной
финансовый год и плановый период).
Указанные поправки обеспечивают закрепление права формирования
законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской
Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов
муниципальных образований о местных бюджетах в «программном формате».
Учитывая возможность реализации этого права субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями, а также установленное
Кодексом право принятия указанных законов (решений) о бюджетах на
очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый5
input
период, законопроектом предлагается установить возможность отнесения к
параметрам среднесрочного финансового плана объемов бюджетных
ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств и
государственным (муниципальным) программам и не включенным в них
направлениям деятельности органов государственной власти (органов местного
самоуправления).
В целях формирования ведомственной структуры расходов бюджетов в
соответствии с указанным распределением требуется внесение изменений в
установленное статьей 6 Кодекса определение этой структуры. Предлагаемые
законопроектом поправки в эту статью Кодекса обеспечивают возможность
установления распределения бюджетных ассигнований, предусмотренных
законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных
средств, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и
не включенным в них направлениям деятельности органов государственной
власти (органов местного самоуправления)), группам (группам и подгруппам)
видов расходов классификации расходов бюджетов.
Предлагается предусмотреть в законопроекте требование, согласно
которому составление проекта бюджета основывается в том числе на
государственных (муниципальных) программах (статья 172 Кодекса).
Законопроектом предусмотрено требование о представлении в составе
пояснительной записки к проекту закона (решения) о бюджете распределения
бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов
бюджетов в случае утверждения законом (решением) о бюджете распределения
бюджетных ассигнований в «программном формате» (статья 184
2 Кодекса).
Предлагаемые законопроектом изменения требуют корректировки
состава документов и материалов, подлежащих внесению в Государственную
Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период (статья 192 Кодекса).
В состав указанных материалов законопроектом включены:
— приложение к пояснительной записке с распределением бюджетных
ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам
классификации расходов бюджетов;
— паспорта государственных программ Российской Федерации.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении
как в действующей редакции Кодекса, так и в редакции Кодекса с учетом
предлагаемых законопроектом изменений, являются основные характеристики
федерального бюджета.6
input
Формирование проекта федерального закона о федеральном бюджете в
«программном формате» предусмотрено поправками в статью 205 Кодекса, в
соответствии с которой к предмету его рассмотрения во втором чтении
относится распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям
(государственным программам Российской Федерации и не включенным в них
направлениям деятельности органов государственной власти Российской
Федерации), группам видов расходов классификации расходов федерального
бюджета.
В целях повышения эффективности и оперативности рассмотрения
проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период во втором чтении законопроектом в
статье 205 Кодекса предусмотрено положение, согласно которому поправки
субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие изменение
параметров федерального бюджета, утвержденных в первом чтении, а также
поправки, предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований по
целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и не
включенным в них направлениям деятельности органов государственной
власти Российской Федерации) и (или) группам видов расходов классификации
расходов федерального бюджета без соответствующего сокращения
бюджетных ассигнований по иным целевым статьям (государственным
программам Российской Федерации и не включенным в них направлениям
деятельности органов государственной власти Российской Федерации) и (или)
группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета, не
рассматриваются.
Законопроектом (переходными положениями) предлагается установить,
что до завершения реализации федеральных целевых программ предметом
рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во
втором чтении являются также приложения к нему, устанавливающие
распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых
программам на очередной финансовый год и плановый период.
В редакции Кодекса с учетом предлагаемых законопроектом изменений,
как и в действующей его редакции, в третьем чтении утверждается
ведомственная структура расходов федерального бюджета.
В соответствии с принятыми решениями формирование федерального
бюджета на основе программно-целевого принципа предусмотрено начиная с
федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.7
input
4. Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)
Законопроектом предлагается ввести новую статью 93 Кодекса, которая
устанавливает положения, регулирующие порядок предоставления от имени
Российской Федерации территориальными органами Федерального
казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) предлагается
предоставлять:
— за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;
— в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— в размере, не превышающем 1/12 от утвержденного объема доходов
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за
исключением межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
— на срок, не превышающий 30 дней, при условии возврата не позднее
25 ноября текущего финансового года;
— на основании договора, заключенного территориальным органом
Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации
(муниципальным образованием);
— с взиманием платы за пользование кредитом по ставке, установленной
федеральным законом о федеральном бюджете;
— без предоставления обеспечения исполнения обязательства по возврату
кредита, уплаты процентов, штрафов и пеней.
В целях обеспечения рационального и эффективного использования
бюджетных средств предлагается установить запрет на предоставление
указанных кредитов в случае наличия размещенных бюджетных средств на
банковских депозитах, а также на осуществление размещения субъектом
Российской Федерации бюджетных средств на банковских депозитах при
наличии обязательств (задолженности) по указанному кредиту.
Также законопроектом предлагается обеспечить недопущение
реструктуризации обязательств (задолженности) по указанному кредиту.
Введение нормы по предоставлению таких бюджетных кредитов
направлено на повышение эффективности использования бюджетных средств и
ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.8
input
5. Управление операциями со средствами на единых счетах
по учету средств бюджетов
Поправки в статьи 94, 95 и 96 Кодекса, связанные с управлением
остатками на единых счетах по учету средств бюджетов, направлены на
уточнение состава источников финансирования дефицита бюджета,
возникающих в результате проведения операций по управлению этими
остатками.
Кроме того, данные поправки предлагают ввести в Кодекс определение
состава операций по управлению остатками средств на единых счетах по учету
средств бюджетов (статьи 94, 95 и 96 Кодекса), устанавливают необходимость
определения в кассовом плане предельного объема денежных средств,
используемых на осуществление операций по управлению этими остатками
(статья 217
1 Кодекса) и наделяют Федеральное казначейство полномочиями по
их управлению (статья 166
1 Кодекса).
При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 166
Кодекса и Положением о Федеральном казначействе, Казначейство России
осуществляет управление операциями со средствами на едином счете
федерального бюджета в установленном им порядке.
Управление остатками средств на едином счете федерального бюджета
является неотъемлемой частью процесса управления операциями со
средствами на этом счете. В этой связи законодательное закрепление данной
позиции позволит усовершенствовать механизм управления операциями со
средствами на едином счете федерального бюджета и повысить его
эффективность.
Учитывая, что операции органов Федерального казначейства по
управлению остатками средств на едином счете бюджета не будут отражаться в
сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита
бюджета, законопроектом предлагается внести соответствующую поправку в
статьи 217 и 219 Кодекса.
В статье 217 Кодекса предлагается урегулировать норму о том, что в
кассовом плане с 1 января 2013 г. устанавливается предельный объем
денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению
остатками средств на едином счете бюджета. Данное дополнение необходимо
для обеспечения сбалансированности между кассовыми поступлениями в
бюджет и кассовыми выплатами из бюджета в случае предоставления
временно свободных средств с единого счета бюджета.9
input
6. Исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности
1. В статью 217 Кодекса, устанавливающую перечень оснований для
внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в
закон (решение) о бюджете, предлагается внести следующие изменения:
1) предусмотреть возможность перераспределения между текущим
финансовым годом и плановым периодом бюджетных ассигнований в случае
формирования закона (решения) о бюджете в «программном формате»;
2) исключить основания по увеличению бюджетных ассигнований за
счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных
ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, ввиду
того, что детализация показателей расходов бюджета, утверждаемых законом
(решением) о бюджете, будет ограничена группами (группами и подгруппами)
видов расходов. При этом полномочия главного распорядителя бюджетных
средств по самостоятельному определению направлений использования
бюджетных ассигнований будут расширены;
3) ввести основание по перераспределению бюджетных ассигнований на
финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств в пределах
общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному
распорядителю бюджетных средств, а также установить возможность
перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на исполнение
публичных нормативных обязательств в целях обеспечения полного и
своевременного исполнения социально значимых обязательств;
4) исключить основание по внесению изменений в сводную бюджетную
роспись в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в
связи с тем, что законопроектом предусматривается их размещение за счет
остатка средств на едином счете бюджета и соответствующие ассигнования не
будут отражены в сводной бюджетной росписи;
5) ввести основание по перераспределению бюджетных средств между
подразделами «Обслуживание государственного внутреннего и
муниципального долга» и «Обслуживание государственного внешнего долга»,
обеспечивающее сохранения действующего порядка эффективного и
оперативного замещения внешних (внутренних) заимствований внутренними
(внешними) заимствованиями.
В соответствии с законопроектом предусматривается утверждение
показателей сводной бюджетной росписи:10
input
— по главным распорядителям бюджетных средств, разделам,
подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов
расходов либо,
— по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям
(государственным (муниципальным) программам и непрограммным
мероприятиям), разделам, подразделам, группам (группам и подгруппам) видов
расходов в случае формирования закона (решения) о бюджете в «программном
формате», что позволит обеспечить соответствие закону (решению) о бюджете
показателей, утвержденных сводной бюджетной росписью.
С учетом перехода к утверждению показателей сводной бюджетной
росписи до групп либо групп и подгрупп видов расходов в статье 219
1 Кодекса
необходимо урегулировать право главного распорядителя бюджетных средств
детализировать утвержденные сводной бюджетной росписью показатели не
только по кодам классификации сектора государственного управления, но и по
кодам видов расходов. Аналогичные изменения предлагаются в статью 221
Кодекса в отношении показателей бюджетной сметы.
Правоприменительная практика, сложившаяся в последние годы,
показывает, что необходимость обязательного дифференцирования сроков
внесения изменений в сводную бюджетную роспись в зависимости от
оснований отсутствует, поэтому в пункте 5 статьи 217 Кодекса предлагается
заменить норму об обязательном установлении в порядке составления и
ведения сводной бюджетной росписи сроков внесения в нее изменений на
возможность установления дифференцированных сроков.
Поправка в статью 239 Кодекса направлена на предоставление с 1 января
2013 года органам Федерального казначейства права во внесудебном порядке
обращать взыскание на остатки средств на счетах бюджетов субъектов
Российской Федерации (местных бюджетов) в случае нарушения сроков
возврата кредита на пополнение указанных остатков средств.
В статьях 146 и 241 Кодекса предусматривается установить возможность
зачисления в бюджеты доходов за истекшие налоговые периоды по налогам,
предусмотренным специальными налоговыми режимами, нормативы
распределения которых исключены из Кодекса с 1 января 2010 года и
с 1 января 2011 года в связи с отменой единого социального налога и
введением страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и
медицинское страхование.
Предлагаемое дополнение статьи 241
1 Кодекса новым пунктом позволит
органам Федерального казначейства осуществлять передачу информации о
кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов органам11
input
государственного (муниципального) финансового контроля, созданным
законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации (муниципальных образований) в целях обеспечения этими
органами более полного и качественного осуществления своих полномочий.
Поправки в статью 242 Кодекса предусматривают уточнение нормы об
использовании в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов,
полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных
трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем
финансовом году.
В указанной статье также предлагается закрепить особенности
обслуживания государственных внешних долговых обязательств Российской
Федерации в первой декаде января текущего финансового года
(по предложению Счетной палаты Российской Федерации).
Из статьи 242 Кодекса предлагается исключить требование о
представлении одновременно с исполнительным документом копии судебного
акта, надлежащим образом заверенной судом, в связи с введенными
требованиями к оформлению исполнительных документов судов на бланках
строгой отчетности.
В нормы пункта 3 статьи 242
1
, пункта 13 статьи 242
3
, пункта 12
статьи 242
4 и пункта 12 статьи 242 предлагаются изменения в связи с утратой
силы Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном
производстве».
Предлагаемый к введению новый пункт 3 статьи 242 Кодекса направлен
на устранение основания для возврата взыскателю или в суд документов при
отсутствии либо представлении недостоверных реквизитов банковского счета
взыскателя.
7. Прочие поправки в Кодекс
Законопроектом предлагается в статье 40 Кодекса предусмотреть право
финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных
органов) запрашивать информацию о плательщиках — юридических лицах и
перечисленных ими поступлениях, являющихся доходами бюджета, у органов
Федерального казначейства. При этом в новом пункте 11 статьи 241 Кодекса
необходимо предусмотреть соответствующую ответственность финансовых
органов, и распространить на них положения законодательства Российской
Федерации о защите информации, если указанная информация будет содержать
сведения ограниченного доступа.12
input
В целях соблюдения разграничения расходных обязательств между
публично-правовыми образованиями предлагается:
— статью 46 Кодекса дополнить положениями, устанавливающими
зачисление штрафов по нормативу 100 процентов в бюджет субъекта
Российской Федерации за нарушение водного законодательства на водных
объектах, находящихся в федеральной собственности, наложенных
исполнительными органами государственной власти субъекта Российской
Федерации, поскольку они осуществляют контроль и надзор на этих водных
объектах, по нормативу 100 процентов в федеральный бюджет за
административные правонарушения, выявленные таможенными органами,
поскольку Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование
отнесено к исключительному ведению Российской Федерации;
— в статье 46 Кодекса предусмотреть зачисление в федеральный бюджет
сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства
Российской Федерации о микрофинансовой деятельности, поскольку
осуществление контроля и надзора в сфере микрофинансовой деятельности
относится к полномочиям Минфина России;
— статью 56 Кодекса дополнить положениями о зачислении в бюджеты
субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов отдельных
видов государственных пошлин (за государственную регистрацию договора о
залоге транспортных средств, за выдачу квалификационного аттестата,
предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность, за выдачу
свидетельства об аккредитации региональной спортивной федерации и др.).
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность обязательного
зачисления налога на доходы физических лиц по нормативу 20 процентов в
местные бюджеты автономного округа вне зависимости от существования
договора между органами государственной власти края (области), в состав
которого входит автономный округ и органами государственной власти
соответствующего автономного округа.
В соответствии со статьей 84 Кодекса расходные обязательства
Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов
и (или) нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление из
федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского
страхования.
Введение в действие положений указанных федеральных законов и
нормативных правовых актов не является предметом федерального закона о
федеральном бюджете.13
input
В этой связи законопроектом из статьи 84 Кодекса и пункта 7 статьи 26
3
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» предлагается
соответствующие положения исключить.
Поправка в статью 103 Кодекса направлена на уточнение понятия
«муниципальные заимствования» и недопущение возможности размещения
муниципальных ценных бумаг на международных финансовых рынках.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона
от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и
приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
с 1 января 2011 года вступили в силу положения Кодекса, наделяющие
субъекты Российской Федерации правом осуществлять внешние
заимствования, в статью 104 Кодекса внесены изменения, направленные на
установление условий этих заимствований:
— отбор иностранных банков в целях предоставления кредита в
иностранной валюте субъекту Российской Федерации осуществляется
уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
— соблюдение субъектом Российской Федерации положений Кодекса и
законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
— с учетом приоритета государственных внешних заимствований
Российской Федерации.
Осуществление заимствований субъектами Российской Федерации для
финансирования дефицита их бюджетов и внешнего долга предлагается
осуществлять только при условии, когда доля межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет не
превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного
бюджета субъекта Российской Федерации и некоторых других ограничений.
Аналогичные ограничения устанавливаются новой статьей 104
1 Кодекса
в части размещения на международных финансовых рынках государственных
ценных бумаг субъекта Российской Федерации.
В статью 106 Кодекса предлагается внести поправки, направленные на
распространение установленного этой статьей ограничения на предельный
объем заимствований для внешних заимствований субъектов Российской
Федерации.14
input
В статьи 108, 108
2 и 111 Кодекса предлагаются редакционные поправки
по замечаниям Счетной палаты Российской Федерации о необходимости
закрепления в Кодексе показателей «верхний предел государственного долга»,
«объем привлечения заимствований», «объем расходов на обслуживание
государственного долга», которые используются в ежегодно принимаемом
федеральном законе о федеральном бюджете.
Законопроектом предлагается предоставить Минфину России право по
утверждению перечня регионов в доходах которых доля межбюджетных
трансфертов превышает установленный в статье 130 Кодекса уровень
(дополнение в указанную статью Кодекса), а в субъектах Российской
Федерации такое право предлагается предоставить их финансовым органам
(статья 136 Кодекса) с целью законодательного закрепления органов
исполнительной власти, уполномоченных осуществлять такие расчеты.
С 1 января 2013 г. законопроектом предлагается исключить из
статей 132, 133, 139 и 140 Кодекса нормы по образованию Федерального
(регионального) фонда компенсаций и Федерального (регионального) фонда
софинансирования расходов, поскольку в настоящее время такие фонды не
формируются.
Статью 146 Кодекса предлагается привести в соответствие с
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в Российской Федерации» в части формирования
доходов бюджетов внебюджетных фондов с учетом того, что в бюджет
Федерального фонда медицинского страхования будут поступать все
страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а в бюджеты
территориальных фондов из бюджета Федерального фонда субвенции и
межбюджетные трансферты, а также межбюджетные трансферты из бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагаются дополнения в статьи 155 и 156 Кодекса,
позволяющие Банку России обслуживать счета, предназначенные для
обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета
которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах
субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), с учетом
возможности перевода этих счетов в кредитные организации.
В статье 161 Кодекса законопроектом предлагается установить норму,
закрепляющую за казенным учреждением и органом государственной власти
(органом местного самоуправления) право передачи иной организации
(централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и
формированию бюджетной отчетности. Также из указанной15
input
статьи предлагается исключить положения о нахождении казенных
учреждений в ведении органов управления государственными внебюджетными
фондами в связи с отсутствием таких учреждений в ведении этих органов.
Поправкой в статью 165 Кодекса предлагается к полномочиям Минфина
России отнести установление порядка представления финансовыми органами
субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей
бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) с целью
обеспечения единства и преемственности данных, используемых при
проведении Минфином России мониторинга финансового состояния субъектов
Российской Федерации. Учитывая, что программы государственных
(муниципальных) внутренних и внешних заимствований, а также
государственных (муниципальных) гарантий являются приложением к закону
(решению) о бюджете, поправками в статью 184 Кодекса предлагается
исключить указанные программы из состава документов и материалов,
представляемых одновременно с проектом бюджета.
Аналогично, поскольку проекты программ предоставления
государственных финансовых и государственных экспортных кредитов,
государственных внутренних и внешних заимствований, государственных
гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и в валюте Российской
Федерации представляются в составе проекта федерального закона о
федеральном бюджете в форме приложений, поправками в статью 192 Кодекса
предлагается исключить указанные проекты программ из состава материалов,
представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом
федерального закона о федеральном бюджете.
В соответствии с требованиями Соглашения об установлении и
применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных
таможенных пошлин поступающие от плательщиков денежные средства
распределяются уполномоченными органами Сторон по установленным
нормативам и перечисляются в бюджеты соответствующих Сторон. При этом
указанные суммы поступлений отражаются на особом счете, предназначенном
для учета и распределения поступлений между бюджетами Сторон, но
обособлено отражаются в отчете об исполнении бюджета каждой из Сторон. В
целях обеспечения достоверности отражения в отчете об исполнении бюджета
указанных операций статья 264
1 Кодекса дополняется положением,
предусматривающим возможность включения в отчет об исполнении бюджета
данных о кассовых операциях со средствами, не являющимися доходами
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.16
input
При этом законопроектом предлагается отнести к бюджетным
полномочиям Минфина России утверждение кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, порядка бюджетного учета и составления бюджетной
отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не
являющимися доходами и источниками финансирования дефицита
федерального бюджета (статья 165 Кодекса).
В статьи 36, 165, 166 и 241 Кодекса с 1 января 2013 года предлагается
ввести нормы, предусматривающие создание и ведение единого портала
бюджетной системы Российской Федерации, которые позволят обеспечить
прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления, создадут механизм общественного контроля
за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых
образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и
фактических результатах деятельности организаций сектора государственного
управления, информации в разрезе государственных программ.
Реализация принципов ответственной бюджетной политики в части
полноты учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть
направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики
в сфере здравоохранения и изменение механизма движения средств
обязательного медицинского страхования Федеральным законом от 29 ноября
2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации», а также обеспечение полноты и повышение оперативности,
достоверности информации о кассовых потоках территориальных
государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации обусловили включение в законопроект
статьи 11, предусматривающей перевод на кассовое обслуживание исполнения
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов органами
Федерального казначейства с 1 января 2013 г. В целях реализации данной
статьи законопроекта предлагается внести уточнения в статьи 166
1
, 220
1 и 241
1
Кодекса в части наделения органов Федерального казначейства полномочиями
по открытию и ведению счетов по учету средств территориальных
государственных внебюджетных фондов.
В целях повышения прозрачности бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов и усиления контроля за их
деятельностью в статье 241 устанавливаются правовые основания для
предоставления органами Федерального казначейства органам управления
территориальными государственными внебюджетными фондами, финансовым
органам субъектов Российской Федерации и Федеральному фонду17
input
обязательного медицинского страхования информации о кассовых операциях
по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов.
8. Внесение изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации
Законопроектом предлагается исключить установленные статьей 28
Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» правовые основания для зачисления на специальные счета платы
за организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
Указанная организация и проведение государственной экологической
экспертизы относятся к полномочиям Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется из
бюджетов названных публично-правовых образований, в связи с чем платежи в
рамках выполнения этих полномочий должны поступать в соответствующие
бюджеты.
Законопроектом предлагается положение Федерального закона
от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты»,
предусматривающее зачисление в бюджет субъекта Российской Федерации
денежных средств, вносимых победителем аукциона за право заключения
охотхозяйственного соглашения, привести в соответствие с Кодексом и
законом о бюджете, в соответствии с которыми указанные средства подлежат
зачислению в федеральный бюджет.
Законопроектом предусматривается уточненная редакция части 13
статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования»,
устанавливающей нормативы распределения между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации поступлений от отдельных налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также от погашения
задолженности по единому социальному налогу.18
input
Законопроектом предусматриваются следующие изменения в
Пояснительная записка к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений»:
— часть 6 статьи 30 предлагается уточнить в целях создания правовых
оснований для установления порядка проведения Федеральным казначейством,
финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) кассовых операций, а не только кассовых выплат;
— в части 20 статьи 30 предлагается уточнить основания приостановления
органом Федерального казначейства осуществления операций на лицевых
счетах бюджетного учреждения — должника в целях повышения эффективности
механизма исполнения судебных актов по денежным обязательствам
бюджетных учреждений, а также предлагается урегулировать вопрос о порядке
исполнения исполнительных документов в случае отсутствия лицевых счетов,
открытых в органе Федерального казначейства (финансовом органе).
Положения, регулирующие переходный период, предлагается:
— уточнить в целях установления возможности исполнения в переходный
период судебных актов за счет средств, полученных получателем бюджетных
средств от приносящей доход деятельности, и исключения субсидиарной
ответственности главных распорядителей бюджетных средств в отношении
подведомственных бюджетных учреждений на переходный период в
отношении бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных
средств;
— установить в переходный период на казенные учреждения, получающие
на свое обеспечение средства от приносящей доход деятельности, и
бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств,
отдельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации в части
особенностей определения налогооблагаемой базы при расчете налога на
прибыль.
Законопроект содержит также редакционные поправки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: