Пояснительная записка к Федеральному закону 108-ФЗ 05.05.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в главу 25 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 25 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в целях
реализации задач по аккумулированию финансовых средств для развития
отечественной кинематографии, поставленных перед Федеральным фондом
социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
(далее – Фонд) Правительством Российской Федерации.
С 2010 года Фонду предоставляются субсидии из федерального бюджета
на поддержку кинематографии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2012 года № 1397 «О предоставлении субсидий из федерального
бюджета на поддержку кинематографии» субсидия из федерального бюджета в
2013 году предоставляется на финансовое обеспечение и (или) возмещение
расходов с целью поддержки, в том числе:
а) производства национальных фильмов лидерами отечественного
кинопроизводства и иными организациями кинематографии, оказываемой на
условиях стопроцентной возвратности предоставленных Фондом средств;
б) производства национальных фильмов лидерами отечественного
кинопроизводства и иными организациями кинематографии, оказываемой на
условиях возвратности предоставленных Фондом средств с прибыли от
реализации фильмов, пропорционально доле участия Фонда в их производстве;
в) проката национальных фильмов лидерами отечественного
кинопроизводства и иными организациями кинематографии, оказываемой на
условиях возвратности предоставленных Фондом средств.
Согласно уставу Федерального фонда социальной и экономической
поддержки отечественной кинематографии, утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1215,
основной целью Фонда является аккумулирование финансовых средств для2
развития отечественной кинематографии, при этом для достижения основных
целей и реализации задач Фонд направляет средства на осуществление
финансовой поддержки в сфере производства, проката и показа национальных
фильмов на возвратной основе.
В целях реализации задач, поставленных перед Фондом Правительством
Российской Федерации, при заключении договоров о предоставлении на
производство и прокат средств, источником финансового обеспечения которых
является субсидия, организации кинематографии, получившие финансовую
поддержку, принимают на себя обязанность возвратить Фонду денежные
средства. Условия и размер подлежащих перечислению Фонду средств,
определяются условиями заключаемых в каждом конкретном случае
договоров.
В том случае, когда договоры предусматривают стопроцентную
возвратность предоставляемых Фондом средств, в соответствии с
законодательством Российской Федерации соответствующие правоотношения
могут квалифицироваться как заем (глава 42 Гражданского кодекса Российской
Федерации). Согласно пункту 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна
сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику)
деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег
(сумму займа).
Доходы (расходы), не учитываемые при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций, определены в статьях 251, 270 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 и пунктом 12 статьи
270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы
(расходы) в виде средств или иного имущества, которые получены (переданы)
по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества,
которые получены (направлены) в счет погашения таких заимствований.
Таким образом, суммы выданных (полученных) заемных средств не
учитываются в целях налогообложения прибыли. Полученные в счет3
погашения заимствований средства в размере, превышающем сумму займа,
подлежат налогообложению в установленном порядке.
Однако в том случае, когда договоры предусматривают частичную
возвратность предоставляемых Фондом средств, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования в виде субсидии,
возможно возникновение спорных ситуаций в связи с правовой
неопределенностью в вопросе о том, могут ли они быть квалифицированы как
договоры займа.
Поскольку Фонд является некоммерческой организацией и в рамках
уставной деятельности оказывает поддержку организациям кинематографии, а
также аккумулирует финансовые средства для развития отечественной
кинематографии, т.е. не только выделяет денежные средства, но и получает их
на возвратной основе, проектом предлагается изменение в пункт 2 статьи 251
НК РФ, направленное на устранение обозначенной правовой неопределенности
путем прямого указания на соответствующие денежные средства,
возвращаемые Фонду организациями кинематографии.
Кроме того, для организаций кинематографии пунктом 4
2 статьи 271 и
пунктом 2
2 статьи 273 НК РФ установлен особый порядок учета в целях
налогообложения прибыли средств государственного финансирования в виде
субсидий, а также средств, полученных из Фонда, а именно: они учитываются в
составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным
условиями получения указанных средств расходам, фактически
осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых
периодов.
Вопрос о том, в каком порядке учитываются в целях налогообложения
прибыли у этих организаций расходы по возврату денежных средств,
полученных из Фонда на создание и прокат национальных фильмов, НК РФ не
определен.4
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Поскольку из состава доходов Фонда предлагается исключить
получаемые им от организаций кинематографии денежные средства, то и
расходы указанных организаций, понесенные при погашении выделенных
ранее средств, не должны учитываться в уменьшение налоговой базы
организаций кинематографии.
В этой связи предлагается дополнить статью 270 НК РФ новым пунктом
48
16
, включив в установленный указанной статьей перечень расходов, не
учитываемых в целях налогообложения, расходы организаций кинематографии
в виде отчислений (отчислений от суммы прибыли от реализации (проката и
других видов использования) национального фильма) и (или) отчислений от
проката национального фильма) Фонду

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: