Пояснительная записка к Федеральному закону 110-ФЗ 05.05.2014

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект)
направлен на снижение рисков использования неперсонифицированных
(анонимных) средств платежа в целях противодействия финансированию
терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных
путем.
Согласно действующей редакции статьи 10 Федерального закона от
27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее —
Пояснительная записка к Федеральному закону № 161-ФЗ) в случае непроведения оператором
электронных денежных средств идентификации клиента — физического
лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-
ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» использование
электронного средства платежа осуществляется клиентом — физическим
лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой
момент не превышает 15 тысяч рублей. Указанное электронное средство
платежа является неперсонифицированным. При этом общая сумма
переводимых электронных денежных средств с использованием одного
неперсонифицированного электронного средства платежа не может
превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.
Вместе с тем установленные Федеральным законом № 161-ФЗ
ограничения не являются достаточно эффективными, поскольку
нивелируются возможностью одновременного использования нескольких
неперсонифицированных средств платежа, а также в несколько раз
превышают аналогичные суммы ограничений, предусмотренные в станах
Европейского Союза, США и других государств с развитой финансовой
системой.2
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить, что
при использовании неперсонифицированного (анонимного) электронного
средства платежа клиентом — физическим лицом остаток электронных
денежных средств в любой момент не должен превышать 5 тысяч рублей, а
общая сумма переводимых электронных денежных средств с
использованием одного неперсонифицированного электронного средства
платежа не может превышать 1 тысячу рублей в течение одного
календарного дня (в случае использования предоплаченной карты — 3
тысяч рублей в течение одного календарного дня) и 15 тысяч рублей в
течение календарного месяца.
При этом следует отметить, что законопроект не затрагивает случаев
использования персонифицированных электронных средств платежа, более
того, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 403-ФЗ
законодателем повышена со 100 до 600 тысяч рублей сумма остатка
электронных денежных средств, при которой возможно использование
персонифицированного электронного средства платежа.
Одновременно законопроектом предлагается полностью исключить
использование неперсонифицированных электронных средств платежа при
трансграничных переводах денежных средств в случае непроведения оператором
электронных денежных средств идентификации клиента — физического
лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-
ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма», а также в случае
проведения оператором электронных денежных средств идентификации
клиента — физического лица если отсутствует полная информация об
отправителе и получателе.
Данное предложение соотносится с требованиями Рекомендации №
16 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ),
в соответствии с которой при электронных переводах должна быть3
известна точная информация как об отправителе, так и о получателе,
которая должна сопровождать электронный перевод по всей цепочке
платежа.
При этом предлагается, чтобы перечень реквизитов трансграничного
перевода денежных средств устанавливался Банком России.
Кроме того, предлагается запретить использование
неперсонифицированных (анонимных) электронных средств платежа в
виде электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а
также иных технических устройств, выданных за пределами Российской
Федерации либо иностранными финансовыми организациями.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в
Пояснительная записка к Федеральному закону от 28.12.2013 № 403-ФЗ в целях исключения
возможности денежных переводов с использованием
неперсонифицированных электронных средств платежа между
физическими лицами, в том числе на пополнение предоплаченных карт
физическими лицами;
Реализация данного предложения позволит ограничить анонимные
переводы между физическими лицами, что соотносится с требованиями
ФАТФ о необходимости реагирования на высокий риск данного вида
операций. При этом предложение не затронет интернет-торговлю, когда
переводы осуществляются как правило между физическим и юридическим
лицом.
Корреспондирующие изменения вносятся в часть 20 статьи 7
Федерального закона № 161-ФЗ (в редакции Федерального закона № 403-
ФЗ) и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма». Кроме того, в Пояснительная записка к Федеральному закону «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма» вносятся изменения, согласно которым
операции по переводу электронных денежных средств будут подлежать4
обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна
или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте,
эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: