Пояснительная записка к Федеральному закону 110-ФЗ 07.06.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 9
Закона Российской Федерации «О государственной границе
Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Закона
Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и
статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию» (далее — законопроект) разработан в
соответствии с пунктом 28 плана законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации на 2011 год, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г.
№ 2411-р.
Законопроект соответствует пункту 36 «Развитие транспортной системы
и повышение конкурентоспособности транспорта» перечня проектов по
реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект
федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые
результаты их реализации.
Внесение предлагаемых изменений в статью 9 Закона Российской
Федерации «О государственной границе Российской Федерации» вызвано
необходимостью урегулирования отношений, возникающих при следовании
судов, осуществляющих деятельность в целях торгового мореплавания, с одной
части территории Российской Федерации на другую часть ее территории с
необходимостью пересечения государственной границы Российской
Федерации.
Пересечение указанными судами государственной границы Российской
Федерации обусловлено географическими и климатическими особенностями
отдельных регионов Российской Федерации.
Так, суда, совершающие рейсы из портов Приморского края в морские
порты Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края, Чукотского
автономного округа, а также доставку грузов в порты по трассе Северного
морского пути, вынуждены неоднократно пересекать государственную границу2
input
Российской Федерации, не заходя при этом в иностранные порты или во
внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств.
С начала 2009 года сложилась правоприменительная практика по
привлечению капитанов судов, совершающих такого рода рейсы, к
административной ответственности за непрохождение указанными судами
пограничного контроля, которая выявила правовую коллизию в
законодательстве Российской Федерации.
Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезд в Российскую Федерацию» установлено, что не рассматривается как
выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию
пересечение государственной границы Российской Федерации гражданином
Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства
в течение срок действия имеющейся у него визы при следовании с одной части
территории Российской Федерации на другую часть ее территории через
территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при
следовании на российских судах через исключительную экономическую зону
Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные
порты.
Вместе с тем статья 9 Закона Российской Федерации «О государственной
границе Российской Федерации» устанавливает, что российские и иностранные
суда пересекают государственную границу Российской Федерации на море,
реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с указанным Законом,
международными договорами Российской Федерации, федеральными
законами. При следовании от государственной границы Российской Федерации
до пункта пропуска и обратно суда обязаны выполнять требования и запреты,
установленные частями шестой и седьмой статьи 9 Закона Российской
Федерации «О государственной границе Российской Федерации».
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации
«О государственной границе Российской Федерации» пропуск через
государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств,
грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых
пунктах пропуска. Основанием для пропуска через государственную границу
Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и
животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в
Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов
на транспортные средства, грузы, товары и животных. Пропуск лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную
границу Российской Федерации включает осуществление пограничного и3
input
таможенного контроля, а в случаях, установленных международными
договорами Российской Федерации и федеральными законами, иных видов
контроля.
Во избежание двоякого толкования норм указанных законов статьей 1
законопроекта предлагается внести в статью 9 Закона Российской Федерации
«О государственной границе Российской Федерации» изменение,
предусматривающее разрешение неоднократно пересекать государственную
границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного
(в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием)
судов) и иных видов контроля российским судам, осуществляющим плавание
между портами или морскими терминалами Российской Федерации,
выходящим из портов Российской Федерации для захода во внутренние
морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях
торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с
использованием судов для рыболовства, и возвращающимся в морские порты
Российской Федерации, при условии уведомления пограничных органов и
наличия на судах технических средств контроля местоположения судна.
Порядок уведомления пограничных органов о пересечении судами
государственной границы Российской Федерации предлагается установить
актом Правительства Российской Федерации.
Уточнение в части содержания таможенного контроля в законопроекте
сделано в целях соблюдения требований пункта 4 статьи 163 и пункта 1
статьи 165 Таможенного кодекса таможенного союза.
Статья 1 законопроекта предполагает распространение нормы о
разрешение неоднократно пересекать государственную границу Российской
Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов
контроля и на иностранные суда при условии наличия на судах технических
средств контроля местоположения судна. Однако для обеспечения соблюдения
интересов Российской Федерации при осуществлении иностранными судами
деятельности во внутренних морских водах и территориальном море
Российской Федерации предлагается актом Правительства Российской
Федерации установить порядок пересечения государственной границы
Российской Федерации иностранными судами.
Требования к оснащению судов техническими средствами контроля
местоположения судна также предлагается установить актом Правительства
Российской Федерации.
В целях выполнения требований законодательства Российской
Федерации о государственной границе Российской Федерации и таможенного4
input
законодательства таможенного союза и Российской Федерации в отношении
судов, прибывших из-за рубежа, в статью 1 законопроекта включена норма,
обуславливающая, что суда, прибывшие на территорию Российской Федерации
и в отношении которых не осуществлены пограничный, таможенный и иные
виды контроля, не могут воспользоваться правом на многократное пересечение
государственной границы Российской Федерации.
Статья 1 законопроекта содержит норму о запрете судам, многократно
пересекающим государственную границу Российской Федерации без
прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, заходить во
внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств, за
исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Необходимость определения таких случаев также обусловлена
географическими особенностями отдельных регионов Российской Федерации.
Например, в Финском заливе Балтийского моря территориальное море
Российской Федерации граничит с территориальными водами нескольких
иностранных государств. При следовании из морского порта Большой порт
Санкт-Петербург в морской порт Усть-Луга, а также при осуществлении
ледокольной и лоцманской проводок, а также других видов деятельности в
области торгового мореплавания в Финском заливе Балтийского моря, суда
будут вынуждены пересекать территориальное море иностранного государства.
Подобные случаи предлагается определить актом Правительства Российской
Федерации.
В целях предупреждения возможности возникновения правовой
коллизии между статьей 9 Закона Российской Федерации «О государственной
границе Российской Федерации» и статьей 6 Федерального закона «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» статьей 2
законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в часть пятую
статьи 6 указанного Федерального закона.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности, не
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменение
порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Предлагаемые изменения вносятся в целях разрешения судам,
осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами
Российской Федерации, выходящим из портов Российской Федерации для
захода во внутренние морские воды или территориальное море Российской
Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности,5
input
связанной с использованием судов для рыболовства, и возвращающимся в
морские порты Российской Федерации, неоднократно пересекать
государственную границу Российской Федерации без прохождения
пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций,
связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Норма о разрешении неоднократно пересекать государственную границу
Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных
видов контроля, но на основании разрешения пограничных органов,
предусмотрена в статье 9 Закона Российской Федерации «О государственной
границе Российской Федерации» для российских судов, осуществляющих
рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в
исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе
Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов
на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых
осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой
деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических
ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических
ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов
местного самоуправления.
Принятие законопроекта не предполагает изменений и дополнений
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и (или) органов местного самоуправления

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: