Пояснительная записка к Федеральному закону 110-ФЗ 10.07.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее —
законопроект) предусматривает передачу общероссийским общественным
организациям инвалидов в безвозмездное пользование занимаемых ими
помещений для осуществления уставной деятельности, а также
распространение на предприятия этих организаций мер государственной
поддержки, предусмотренных для организаций малого и среднего бизнеса.
Предлагаемые законопроектом меры поддержки основываются на
нормах международного права, которыми подтверждена особая роль
общественных объединений инвалидов. Так, в соответствии с Всемирной
программой действий в отношении инвалидов, принятой 3 декабря 1982 г.
Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН, государствам необходимо
поддерживать создание и рост организаций инвалидов. В соответствии со
Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов,
принятых 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи
ООН, государствам следует экономически и другими способами поощрять и
поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов. Согласно2
части 3 статьи 4 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой 13 декабря
2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН (далее — Конвенция), в число участниц которой
входит Российская Федерация, государства-участники Конвенции при
разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на
осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений
по вопросам, касающимся инвалидов, тесно консультируются с инвалидами,
и активно привлекают их через представляющие их организации. Статьей 12
Конвенции установлено, что государства-участники принимают все
надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке,
которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее
— Закон № 181-ФЗ) общественными организациями инвалидов признаются
организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их
интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов,
обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач
общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их
законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или
попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации)
указанных организаций.
Законом № 181-ФЗ установлено, что государство оказывает
общественным объединениям инвалидов содействие и помощь, в том числе
материальную, техническую и финансовую.
Учитывая, что общественные объединения инвалидов создаются
и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов,
обеспечения им равных с другими гражданами возможностей и
осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем,
такие объединения являются социально ориентированными
некоммерческими организациями в силу Федерального закона от 5 апреля3
2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных
некоммерческих организаций» (далее — Закон № 40-ФЗ).
Закон № 40-ФЗ предусматривает разнообразные формы оказания
поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в
том числе:
финансовая поддержка (путем предоставления субсидий за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов);
имущественная поддержка (путем передачи во владение и (или)
пользование государственного или муниципального имущества);
информационная, консультационная поддержка;
поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников таких организаций;
льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством
о налогах и сборах (статьи 381 и 395 Налогового кодекса Российской
Федерации);
размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Помимо вышеуказанных форм поддержки, Проект предусматривает
оказание органами государственной власти и органами местного
самоуправления общественным объединениям инвалидов имущественной
помощи путем предоставления имущества в безвозмездное пользование (при
условии использования указанными общественными объединениями такого
имущества в течение не менее пяти лет на момент его предоставления).4
В отношении предприятий, созданных общественными организациями
инвалидов, действующим законодательством Российской Федерации также
предусмотрены различные формы поддержки таких предприятий.
Так, налогообложение созданных общероссийскими общественными
организациями инвалидами коммерческих организаций осуществляется
в соответствии со статьями 381 и 395 Налогового кодекса Российской
Федерации
Пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что от налогообложения налогом на имущество организаций
освобождаются организации, уставный капитал которых полностью
состоит из вкладов общероссийский общественных организаций
инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их
работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого
ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением
подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а
также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской
Федерации по согласованию с общероссийскими общественными
организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и
иных посреднических услуг).
Пунктом 5 статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации
определено, что от налогообложения земельным налогом освобождаются
указанные организации в отношении земельных участков, используемых
ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением
подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а
также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических услуг);5
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на
добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации
освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость
реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных
нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и
полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских
общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых
общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как
союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых
инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; а
также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из
вкладов вышеуказанных организаций инвалидов, если среднесписочная
численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50
процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.
Закон № 94-ФЗ предусматривает предоставление преимущества при
участии в размещении заказов в соответствии с Законом № 94-ФЗ
организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит
из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим
работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты
труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять
процентов.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 17
марта 2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и
предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов,
участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее —
Постановление) утвержден перечень товаров (работ, услуг), при размещении6
заказов на которые могут предоставляться преимущества организациям
инвалидов (далее — Перечень).
Виды преимуществ, предусмотренных Законом № 94-ФЗ
для коммерческих организаций инвалидов, а также расширение Перечня не
требуют законодательного закрепления и могут быть уточнены в акте
Правительства Российской Федерации, в том числе в Постановлении.
Помимо указанных мер поддержки предприятий, созданных
общественными организациями инвалидов, Законопроект предусматривает:
— оказание таким предприятиям органами государственной власти и
органами местного самоуправления (при соблюдении ряда условий)
имущественной поддержки путем предоставления в аренду зданий и
сооружений в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации;
— распространение на организации, созданные общероссийскими
общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим
работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда
инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, мер
поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №
209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации».
Учитывая изложенное, данным законопроектом предлагается:
— уточнить формы оказания содействия общественным объединениям
инвалидов, предусмотрев возможность оказания помощи не только
материальной, технической и финансовой, но и имущественной, в том числе
путем предоставления имущества в безвозмездное пользование;
— установить, что указанные виды поддержки оказывает не только
государство, но и органы государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с установленным полномочием по содействию
общественным объединениям инвалидов (пп. 10) статьи 5 Федерального7
закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»), а также органы местного самоуправления. Для
обеспечения реализации указанных норм предлагается также
конкретизировать федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— распространение на организации, созданные общероссийскими
общественными объединениями инвалидов (при соблюдении ряда условий),
мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г.
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: