Пояснительная записка к Федеральному закону 114-ФЗ 07.06.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный
Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального Закона «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» расторжение контракта допускается исключительно
по соглашению сторон или решению суда.
Вместе с тем действующее гражданское законодательство
предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем
порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.
Исключение такой возможности с учетом порядка размещения заказа, а
также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде
случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе для
реализации федеральных и региональных целевых программ.
Так в случае если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои
обязательства или не выполняет их вообще, поменять такого исполнителя
возможно только расторгнув с ним контракт. При этом в случае если
исполнитель не согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон у
заказчика имеется единственная возможность расторжения такого контракта
– через суд.
Вместе с тем судебная процедура расторжения контракта имеет
существенные издержки, не позволяющие эффективно использовать данный
механизм.
Во-первых, контракт считается расторгнутым с момента вступления в
силу решения суда. С учетом положений АПК РФ решение суда первой
инстанции может вступить в силу только через 6 месяцев после подачи иска.
Опытный юрист без труда при необходимости затянет судебный процесс на
такие сроки.
Таким образом, заказчик сможет поменять ненадлежащего исполнителя
только через 6 месяцев.
В подавляющем большинстве случаев заказчик не имеет столько
времени для расторжения контракта (лечить и кормить людей нужно
постоянно, также как убирать улицы, вывозить мусор и т.д.).
Во-вторых, с учетом норм права суд может расторгнуть только
действующий контракт, то есть контракт срок исполнения по которому к
моменту вынесения судебного решения не наступил. В противном случае суд
отказывает заказчику в удовлетворении иска о расторжении контракта по
причине отсутствия договорных отношений как таковых на момент
вынесения решения.
Таким образом, в случае если заказчиком заключен полугодовой
контракт, то расторжение такого контракта в судебном порядке фактически
невозможно с учетом сроков рассмотрения дел в суде.Фактически расторгнуть в судебном порядке контракт возможно только
в случае если контракт заключен на срок более 1 года, либо если контракт
заключен на срок более 6 месяцев и заказчик практически сразу обратится в
суд с иском о расторжении контракта.
Неэффективность судебной процедуры расторжения контракта, а также
необходимость быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе для
реализации федеральных и региональных целевых программ, привели к
тому, что заказчики вынуждены договариваться с ненадлежащими
исполнителями и расторгать контракты по соглашению сторон, а не вносить
их в реестр недобросовестных поставщиков после расторжения контракта в
судебном порядке. (Справочно: с 01.01.2005 г. по 30.06.2012 г. московские
заказчики расторгли 36 482 контракта по соглашению сторон и только 723
в судебном порядке, то есть из всех расторгнутых контрактов всего 2%
расторгнуты в судебном порядке).
Подготовленный законопроект предусматривает упрощенную процедуру
расторжения контрактов. Так предусмотрено право заказчика в
установленных законопроектом случаях принимать решение о расторжении
контрактов в одностороннем порядке, которое вступает в законную силу
через 10 дней после опубликования такого решения на официальном сайте.
Сторона по контракту вправе в течение 10 дней обжаловать такое решение в
соответствующий контрольный орган (муниципальный, субъекта,
федеральный), который по результатам рассмотрения жалобы принимает
решение о правомерности принятого решения.
В случае принятия законного решения об одностороннем отказе от
исполнения контракта исполнитель с которым контракт расторгнут вносится
в реестр недобросовестных поставщиков.
Законопроектом также предусмотрена ускоренная процедура
расторжения в одностороннем порядке отдельных видов контрактов. Так при
неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем,
подрядчиком) своих обязательств по контракту на выполнение работ,
оказание услуг непрерывного характера, поставки медикаментов, продуктов
питания или в иных случаях, определенных Правительством Российской
Федерации, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от
исполнения контракта, в течение 1 дня направить такое уведомление в
федеральный контролирующий орган, которой обязан рассмотреть такое
уведомление и принять по нему решение в течение 5 дней.
Предлагаемый механизм принятия решения об одностороннем
расторжении контрактов подготовлен с учетом принятого Государственной
Думой Российской Федерации в первом чтении законопроекта № 68702-6 «О
федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»,
предусматривающего аналогичный механизм.
Высокая актуальность данного вопроса требует внедрение указанного
механизма в действующую в настоящее время систему размещения заказа, тоесть в Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд».
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного
бюджетного финансирования и позволит повысить контрактную дисциплину,
а также эффективно включать в реестр недобросовестных поставщиков
организации, некачественно выполняющие свои обязательства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: