Пояснительная записка к Федеральному закону 120-ФЗ 07.06.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам
профилактики незаконного (немедицинского) потребления
наркотических средств и психотропных веществ»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики
незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и
психотропных веществ» (далее — законопроект) разработан во исполнение
подпункта «а» пункта 2 (абзац третий) Перечня поручений Президента
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного
совета Российской Федерации (от 28 апреля 2011 г. № Пр-1151ГС) и
предусматривает внесение изменений в законодательство Российской
Федерации в части регламентирования вопросов профилактики незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных
веществ, наркомании, введения системы раннего выявления употребления
наркотических средств и психотропных веществ (в том числе при проведении
специальных скрининговых и профилактических мероприятий с применением
социально-психологического тестирования, инструментального контроля среди
учащихся общеобразовательных школ, а также учреждений
профессионального образования), наделения соответствующими
полномочиями органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В настоящее время наркомания все увереннее выходит на одно из первых
мест в спектре проблем, стоящих перед российским обществом. Масштаб
незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской
Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-
политической и экономической стабильности, безопасности государства.
По данным социологического опроса в возрастной группе от 11 до 24 лет
доля лиц, потреблявших когда-либо наркотики, угрожающе высока — 25%.
Средний возраст начала употребления наркотиков 15 — 16 лет.
Одним из условий сокращения масштабов незаконного (немедицинского)
потребления наркотиков является организация и проведение
профилактической работы как среди групп риска и потребителей наркотиков,
так и среди населения в целом.
В Российской Федерации и зарубежных странах профилактическая
работа в отношении несовершеннолетних и их ближайшего окружения (семья,2
22102598.doc
школа) носит межведомственный характер и включает меры, направленные на
раннее выявление потребления наркотических средств и психотропных
веществ.
Так, во многих странах Евросоюза накоплен опыт проведения
тестирования в образовательных учреждениях (школах), в том числе:
в Чехии руководство школы может потребовать проведения
тестирования на наркотики в оговоренных законом случаях;
Правительство Литвы в 2002 году одобрило закон, по которому
тестирование на наркотики проводится в рамках школьной диспансеризации
или в особых случаях с согласия учащегося или его родителей;
в Финляндии в 2000 году Национальный совет по образованию
разработал меморандум по тестированию на наркотики. По этому вопросу
заместитель омбудсмена в парламенте заявил, что тестирование может
осуществляться только профессиональным медицинским работником,
а в случае положительного результата учащийся должен направляться
на лечение;
в Великобритании Департамент образования разработал методическое
пособие по наркотическим инициативам в школах, в том числе тестированию,
которое признано допустимым в школах, при согласии учащегося.
В ряде стран, например, в Бельгии, Венгрии и Ирландии тестирование на
наркотики оставлено на усмотрение школьной администрации.
Большинство возражений против введения общего тестирования в
европейских школах основано на соблюдении требований этики, прав человека
и ребенка, на опасениях, касающихся возможной утраты доверия между
учителями и учениками, а также на концепции невмешательства в частную
жизнь.
В США также имеется положительный опыт по тестированию учащихся
на наркотики. Существуют как юридическая база, детально проработанные
планы действий, так и исследования эффективности, которые показывают
хорошие результаты. Система тестирования населения на употребление
наркотиков введена Указом Президента США еще в 1983 году. Этим
занимается специальный отдел при Минздраве США. Проверяют и
школьников, и студентов, но основной контингент — это работающее население.
Многие школы в США на протяжении уже длительного периода времени
используют выборочное тестирование учащихся на наркотики как часть
программ по профилактике. Тесты на основе подозрений также используются.
Верховный Суд США выразил свое одобрение применению тестирования в
случае наличия подозрений, возможность такого тестирования внесена в3
22102598.doc
законодательство многих штатов. Эти штаты отличаются также позитивным
отношением и к выборочному тестированию учащихся, занимающихся в
школьных клубах и секциях.
Международная практика свидетельствует о наличии значительного
положительного опыта, говорящего в пользу нормативного урегулирования
проведения выборочного тестирования на потребление наркотических средств
и психотропных веществ в школах, особенно в старших классах.
Таким образом, с учетом мнения заинтересованных ведомств, а также
зарубежного опыта представляется целесообразным формирование в
Российской Федерации системы ранней диагностики потребления
наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, элементами
которой являются:
введение социально-психологического тестирования учащихся с целью
выявления групп риска;
проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных
группах риска.
Начиная с 2004 года в субъектах Российской Федерации, расположенных
во всех федеральных округах, организована работа по раннему выявлению
лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих веществ.
Указанные мероприятия включают в себя в том числе лабораторное и
психологическое тестирование обучающихся на предмет немедицинского
потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Результаты лабораторного тестирования подтверждают наличие лиц,
осуществляющих немедицинское потребление наркотических средств и
психотропных веществ. В среднем количество обучающихся, потребляющих
наркотики, составляет от 0,1% до 2% от общего числа протестированных
(Республика Бурятия — 0,73 %, Хабаровский край — 17,6%, Амурская область —
1,7%, Красноярский край — 2,1%, Иркутская область — 4,7%, Кемеровская
область — 0,65 %, Республика Татарстан — 0,14%, Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра — 1,3%, Республика Башкортостан — 0,1%, Пермский
край — 1,89%).
Столь высокое число выявленных потребителей наркотических средств в
ограниченном сегменте юных граждан указывает на существующий масштаб
проблемы.
В соответствии с письмом Минздрава России (Яковлева Т.В., от 19 июня
2012 г. № 15-2/10/2-197) профилактические медицинские осмотры
обучающихся образовательных учреждений с целью раннего выявления4
22102598.doc
немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
включают в себя клиническую беседу и проведение диагностического
инструментального контроля. Клиническая беседа представляет собой
стандартное специализированное обследование, включающее в себя сбор
анамнеза, оценку статуса пациента в статике и динамике. Его специфичность и
чувствительность зависят от квалификации врача психиатра-нарколога.
Для проведения специальных скрининговых профилактических мероприятий в
зависимости от особенностей целевой группы могут использоваться различные
методы лабораторной диагностики, в том числе иммунохимические тесты
(иммунохроматографические, иммуноферментные), позволяющие определить
метаболиты основных групп наркотических средств в сыворотке крови, моче,
слюне, волосах. Данные методы обладают определенной специфичностью и
чувствительностью, достаточной для достижения поставленных скрининговым
обследованием целей. Так, комплексная методика диагностического
тестирования для определения наркотических средств «Дианарк АТ» позволяет
определить минимальное содержание антител к психоактивным веществам
(далее — ПАВ), начиная с концентрации 1,7 мг/мл. В случае систематического
употребления ПАВ и давности последнего употребления наркотиков не более
2 месяцев, частота положительных результатов достигает 90-95%. Частота
ложноположительных результатов не превышает 5%.
Проведение указанных профилактических мероприятий позволяет на
ранней стадии выявлять потребителей наркотических средств и психотропных
веществ среди обучающихся и в дальнейшем оказывать им
специализированную помощь.
Также следует учитывать, что большинство обучающихся и их родителей
лояльно относятся к тестированию и дают согласие на проведение тестовых
мероприятий. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
тестирование прошли 91,2% обучающихся, подлежащих тестированию
(в Республике Бурятия — 80,5 %, в Республике Башкортостан — 92%).
Результаты проведённых мероприятий в субъектах Российской
Федерации показывают высокий профилактический эффект с точки зрения
раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных
веществ.
Так, проведённое в 2011 году в Республике Бурятия анкетирование
показало, что количество обучающихся общеобразовательных учреждений,
ведущих здоровый образ жизни, возросло на 8% по сравнению с прошлым
годом. Около 93,3% подростков осведомлены о вредных последствиях
употребления наркотиков.5
22102598.doc
Мероприятия носят выраженный профилактический и сдерживающий
характер и не ставят своей целью наказание за потребление наркотиков. Задача
обследования — оказание своевременной адресной помощи обучающимся, а
также корректировка профилактической работы в образовательных
учреждениях.
Основная проблема, с которой сталкиваются субъекты Российской
Федерации при попытке самостоятельного тестирования учащихся — это
отсутствие единой федеральной нормативной правовой базы,
регламентирующей основания и порядок проведения тестирования, в связи с
чем в каждом из субъектов Российской Федерации сформировалась своя
правоприменительная практика. При этом с целью реализации поставленных
задач издавались нормативные акты различных уровней законодательной и
исполнительной власти (законы Архангельской и Кемеровской областей;
постановления правительств Вологодской и Свердловской областей;
распоряжение правительства Тюменской области, постановление
администрации Алтайского края; распоряжение главы администрации
(губернатора) Краснодарского края; решение антинаркотической комиссии
Республики Адыгея; решение городской антинаркотической комиссии г. Уфы;
приказы заинтересованных министерств и ведомств; межведомственные
соглашения; совместные планы профилактических мероприятий и так далее).
Так, в Ивановской, Костромской, Амурской областях, Приморском крае,
Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Республике Алтай утвержден
порядок проведения добровольного тестирования обучающихся
образовательных учреждений на предмет раннего выявления немедицинского
потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающий в
себя аспекты проведения психологического тестирования (анкетирования)
обучающихся и проведение лабораторного тестирования.
Распоряжением правительства Тюменской области от 10 апреля 2006 г.
№ 300-рп утверждено Положение о проведении мероприятий по раннему
выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических
средств.
Зачастую вопросы выявления немедицинского потребления
наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся
регулируются нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления. Так, приказом администрации г. Ижевска от 25 декабря
2008 г. № 289п утвержден Порядок проведения мероприятий по раннему
выявлению в образовательных учреждениях города лиц, допускающих
немедицинское потребление наркотических средств.6
22102598.doc
Законопроект в том числе направлен на унификацию нормативного
регулирования в области профилактики и раннего выявления потребления
наркотических средств и психотропных веществ.
Законопроект предусматривает включение в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных
веществах» понятий «профилактика незаконного (немедицинского)
потребления наркотических средств и психотропных веществ», а также «раннее
выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств
и психотропных веществ».
Также законопроект определяет полномочия Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных
веществ, наркомании.
Одновременно с этим законопроектом устанавливаются основания и
порядок осуществления мероприятий по раннему выявлению лиц,
допускающих незаконное (немедицинское) потребление наркотических
средств и психотропных веществ.
Cогласно законопроекту раннее выявление незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных
веществ включает в себя:
социально-психологическое тестирование обучающихся (воспитанников)
образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы
основного общего, среднего (полного) общего образования и
профессиональные образовательные программы начального
профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, проводимое в порядке, устанавливаемом
Минобрнауки России;
профилактические медицинские осмотры обучающихся (воспитанников)
образовательных учреждений, проводимые в порядке, устанавливаемом
Минздравом России.
Раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления
наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии
письменного информированного согласия обучающихся (воспитанников),
достигших возраста пятнадцати лет, или письменного информированного
согласия родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников),
не достигших возраста пятнадцати лет.
В случае выявления (подозрения на выявление) незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных7
22102598.doc
веществ обучающимся (воспитанником) в результате социально-
психологического тестирования и (или) профилактического медицинского
осмотра, он направляется в специализированную медицинскую организацию,
оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология» (при наличии
письменного информированного согласия обучающегося (воспитанника),
достигшего возраста пятнадцати лет, или письменного информированного
согласия родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника),
не достигшего возраста пятнадцати лет), в порядке, устанавливаемом
Минздравом России по согласованию с Минобрнауки России.
Использование предложенных законопроектом механизмов служит,
прежде всего, превентивной мерой, направленной на снижение потребления
наркотических средств и психотропных веществ.
Законопроектом вносятся изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской
Федерации полномочиями по организации профилактики незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных
веществ, наркомании.
Кроме того, законопроектом устанавливается компетенция
образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного
(немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных
веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического
тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих
общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного)
общего образования и профессиональные образовательные программы
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки
России.
Изменения, вносимые законопроектом в Пояснительная записка к Федеральному закону от 24 июня
1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», закрепляют соответствующую
компетенцию органов управления образованием и органов управления
здравоохранением по раннему выявлению незаконного (немедицинского)
потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по
профилактике незаконного (немедицинского) потребления наркотических
средств и психотропных веществ, наркомании будет осуществляться в8
22102598.doc
пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной
численности работников центрального аппарата федеральных органов
исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных
функций.
Вступление Федерального закона в силу предусматривается через
6 месяцев после его официального опубликования в связи с необходимостью
разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов,
необходимых для реализации норм законопроекта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: