Пояснительная записка к Федеральному закону 128-ФЗ 07.06.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей»
По данным мониторинга реализации Федерального закона
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
за период 2011 — 2012 годов, 617,8 тыс. (69%) семей, использовавших средства
материнского (семейного) капитала, направили их на погашение кредитов и
займов, в том числе на погашение займов — 267,5 тыс. (43,3%).
На погашение займов, полученных в микрофинансовых организациях,
направили средства 33,4 тыс. (12,4%) семей, в потребительских кооперативах —
77,4 тыс. (29%), в иных организациях — 156,9 тыс. (58,6%).
На данные цели перечислено 96 млрд. рублей, в том числе в
микрофинансовые организации — 12,1 млрд. рублей, в потребительские
кооперативы — 27,6 млрд. рублей, в иные организации — 56,3 млрд. рублей.
По информации МВД России, при использовании средств материнского
(семейного) капитала на погашение займов, полученных гражданами в целях
улучшения жилищных условий, имеются факты нарушения норм
законодательства Российской Федерации, в результате которых эти средства
обналичиваются. Прослеживается устойчивая тенденция увеличения
количества посягательств на бюджетные средства в указанной сфере, а также
появления новых преступных схем.
За период с января 2009 года по сентябрь 2012 года выявлено около
2 тыс. преступлений, связанных с хищением и обналичиванием средств
материнского (семейного) капитала, в том числе 500 преступлений в 2012 году.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
оформление договоров займа допускается с любой организацией.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 8
и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей» предлагается установить перечень видов
организаций, на исполнение обязательств по договору с которыми могут быть
направлены средства материнского (семейного) капитала: кредитные
организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские
кооперативы. Деятельность указанных организаций регулируется специальным
законодательством и подпадает под государственный контроль.2
input
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 717
«О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового
рынка Российской Федерации» государственный контроль за деятельностью
микрофинансовых организаций осуществляет ФСФР России.
Микрофинансовой деятельностью вправе заниматься любые организации, но
называться микрофинансовыми организациями могут только те, которые
включены в соответствующий государственный реестр. В отношении
указанных организаций проводится проверка соответствия их деятельности
требованиям законодательства, выдаются обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений и т.д.
В отношении кредитных потребительских кооперативов, деятельность
которых регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации»,
предусмотрена система двойного контроля: через саморегулируемые
организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти,
которым является ФСФР России. В соответствии с Федеральным законом
потребительские кооперативы, работающие с гражданами, должны быть
членами саморегулируемых организаций кредитных потребительских
кооперативов (в настоящее время около 1500 кредитных потребительских
кооперативов являются членами 10 саморегулируемых организаций).
Саморегулируемые организации: устанавливают обязательные правила и
стандарты; осуществляют контроль за деятельностью своих членов;
рассматривают жалобы на действия (бездействие) своих членов; применяют в
отношении них меры воздействия, в том числе исключение из организации.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О кредитной
кооперации» ФСФР России осуществляет проверку деятельности
саморегулируемой организации, а также вправе принять решение о проверке
деятельности любого кредитного потребительского кооператива, являющегося
членом данной саморегулируемой организации.
В отношении кредитных потребительских кооперативов, число членов
которых превышает 5 тыс. физических и (или) юридических лиц, а также
кооперативов, не вступивших в саморегулируемые организации, установлен
прямой государственный контроль. ФСФР России вправе проводить проверки
соответствия их деятельности законодательству; по итогам проверки
деятельности кооператива давать ему обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в суд с3
input
заявлением о ликвидации кооператива; осуществлять иные контрольные
полномочия.
Вступление законопроекта в силу не должно привести к снижению для
населения возможности использовать средства материнского (семейного)
капитала на приобретение жилого помещения с участием заемных средств,
поскольку перечень кредитных, микрофинансовых организаций и кредитных
потребительских кооперативов достаточно обширен как по общему
количеству, так и по их присутствию в субъектах Российской Федерации.
По данным Минфина России, в Российской Федерации действует
783 кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на работу
с физическими лицами, а количество их подразделений (филиалов)
составляет 23347.
В государственном реестре микрофинансовых организаций содержатся
сведения о 2609 организациях (в 2011 году — 1001), в том числе в Центральном
федеральном округе — 606, в Северо-Западном федеральном округе — 242, в
Южном федеральном округе — 276, в Северо-Кавказском федеральном округе —
88, в Приволжском федеральном округе — 722, в Уральском федеральном
округе — 177, в Сибирском федеральном округе — 351, в Дальневосточном
федеральном округе — 147.
В государственном реестре кредитных потребительских кооперативов
содержатся сведения о 3211 кооперативах, в том числе в Центральном
федеральном округе — 603, в Северо-Западном федеральном округе — 317, в
Южном федеральном округе — 243, в Северо-Кавказском федеральном округе —
118, в Приволжском федеральном округе — 828, в Уральском федеральном
округе — 232, в Сибирском федеральном округе — 666, в Дальневосточном
федеральном округе — 204.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период
реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного)
капитала были направлены в 12767 организаций, предоставивших займы, в том
числе в 545 микрофинансовых организаций и 917 кредитных потребительских
кооперативов, включенных в соответствующие государственные реестры, а
также в 11305 иных организаций.
Законопроектом предусматривается возможность направления средств
материнского (семейного) капитала на погашение займов, предоставленных
иными организациями, действующими на основании договора, исполнение
обязательств по которому обеспечено ипотекой.
Несоответствие организации, с которой заключен договор займа,
устанавливаемым законопроектом требованиям будет являться основанием для4
input
отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского
(семейного) капитала на погашение обязательств по договору займа.
Средства материнского (семейного) капитала предусматривается
направлять на погашение основного долга и уплату процентов по займам на
приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления
лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный)
капитал, его супругом (супругой), документа, подтверждающего получение им
займа путем безналичного перечисления на счет, открытый в кредитной
организации.
Данная мера направлена на предотвращение ситуаций, когда
организации, злоупотребляя доверием граждан, фактически лишают их средств
материнского (семейного) капитала, а также возможности улучшить свои
жилищные условия.
Действие новых положений Федерального закона «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предлагается
распространять на лиц, заключивших договор займа на приобретение
(строительство) жилого помещения после вступления законопроекта в силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: