Пояснительная записка к Федеральному закону 129-ФЗ 28.07.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
кпроектуфедеральногозакона»О внесенииизменений
вВоздушныйкодексРоссийскойФедерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный
кодекс Российской Федерации» (о реализации международных стандартов в
области государственного надзора за подготовкой авиационного персонала)
разработан в целях уточнения норм воздушного законодательства Российской
Федерации в части реализации положений стандартов Приложения 1 «Выдача
свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о международной
гражданской авиации в области государственного контроля за подготовкой
авиационного персонала.
Российская Федерация является государством — участником Конвенции о
международной гражданской авиации, открытой для подписания 7 декабря
1944 г. в Чикаго, вступившей в силу 4 апреля 1947 г., ратифицированной СССР
15 октября 1970 г. и вступившей в силу для СССР 14 ноября 1970 г.
В соответствии со статьями 12 и 37 Конвенции о международной
гражданской авиации каждое договаривающееся государство обязуется
сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия
правил, стандартов и процедур касающихся, в том числе, контроля за
подготовкой авиационного персонала.
Указанные стандарты, правила и процедуры в соответствии со статьей 54
Конвенции о международной гражданской авиации устанавливаются Советом
Международной организации гражданской авиации в стандартах, именуемых
приложениями.
Статьи 32 и 33 Конвенции о международной гражданской авиации
устанавливают, что государство регистрации воздушного судна выдает членам
экипажей воздушных судов удостоверение о квалификации и свидетельство
или признает удостоверения о квалификации и свидетельства, выданные
другими государствами. В Приложении 1 «Выдача свидетельств авиационному
персоналу» к Конвенции о международной гражданской авиации (далее —
Приложение 1) определено: «Применяемый в тексте данного Приложения
термин «свидетельство» имеет то же значение, что и используемые в
Конвенции выражения «удостоверение о квалификации и свидетельство»…»,
что налагает на государства обязательства по выдаче свидетельств
авиационному персоналу.2
220220d3.doc
Требования к авиационному персоналу, правила выдачи свидетельств,
требования к тренажерам, используемым при подготовке и тестировании
авиационного персонала, программам подготовки авиационного персонала
установлены в Приложении 1.
При разработке нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность гражданской авиации, в целях реализации стандартов в области
контроля за обеспечением безопасности полетов Конвенции о международной
гражданской авиации и приложений к ней выявлено, что в воздушном
законодательстве Российской Федерации имеются пробелы, устранение
которых требует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской
Федерации.
Кроме того, часть критически важных для обеспечения безопасности
полетов функций государства не реализована в законах Российской Федерации.
Например, к указанным функциям относится издание правил выдачи
свидетельств авиационному персоналу, требований к программам подготовки
авиационного персонала, тренажерам, используемым для подготовки
авиационного персонала, а также учреждениям, ведущим подготовку
авиационного персонала.
Проектом предусматривается дополнение и уточнение положений
Воздушного кодекса Российской Федерации следующими основополагающими
стандартами Приложения 1:
а) стандарт пункта 1.1 Приложения 1 устанавливает, чтобы государство
регистрации, выдающее свидетельство авиационному персоналу,
уполномочило орган, ответственный за выдачу свидетельств.
Кроме того, пункты 2.1.1.3, 3.1.1, 4.1.2 и 4.4.1 Приложения 1
устанавливают необходимость демонстрации кандидатом на получение
свидетельства соответствия требованиям к возрасту, знаниям, опыту,
подготовке, умению и годности по состоянию здоровья, установленным
уполномоченным органом для данного вида свидетельства или
квалификационной отметки. Указанными пунктами предусмотрено, что
уполномоченный орган должен установить в правилах выдачи свидетельств
способ, которым кандидат продемонстрирует соответствие указанным
требованиям.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Приложения 1 установлено, что к
выполнению функций члена летного экипажа воздушного судна не
допускается лицо, не имеющее действительного свидетельства, отвечающего
требованиям настоящего Приложения и соответствующего обязанностям,
которые это лицо должно выполнять. Аналогичные требования установлены и3
220220d3.doc
к другим членам экипажа гражданского воздушного судна, полетным
диспетчерам гражданской авиации, специалистам по техническому
обслуживанию и ремонту гражданских воздушных судов, а также диспетчерам
обслуживания воздушного движения.
Для реализации указанных норм проектом предусмотрено внесение
изменения в пункт 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) стандарты пунктов 1.1 и 1.2.8 Приложения 1 устанавливают
необходимость утверждения уполномоченным органом программ подготовки
авиационного персонала, а также учебных организаций, в которых
осуществляется подготовка авиационного персонала.
В пункте 1.2.8.1 Приложения 1 устанавливаются требования к указанным
программам, а в пункте 2.1.6 Приложения 1 установлена необходимость
утверждения (допуска) тренажера для использования в целях приобретения
опыта или демонстрации умения кандидата на получение свидетельства.
Для устранения указанных несоответствий предусмотрено внесение
изменений в статью 54 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при внесении изменений в статью 54 Воздушного кодекса
Российской Федерации учтены особенности подготовки пилотов авиации
общего назначения, предусмотренные Приложением 1 и широко применяемые
в международной практике, а также положения статьи 21 Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании»;
в) проектом предусмотрено также внесение изменений, имеющих
технический характер и связанных с реализуемыми положениями стандартов.
Так, в Приложении 1 применяется термин «свидетельство», сертификаты
авиационному персоналу в Российской Федерации не выдаются, применение
термина «сертификат (свидетельство)» вносит неопределенность при
реализации норм Воздушного кодекса Российской Федерации в нормативных
правовых актах. Это делает необходимым замену термина «сертификат
(свидетельство)» на термин «свидетельство» в статьях 52, 53, 55 и 57
Воздушного кодекса Российской Федерации.
Перечни должностей авиационного персонала, предусмотренные
пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, содержат
почти 600 должностей, включая такие как: агент коммерческий, администратор
зала, менеджер, кассир билетный и т.п., что делает чрезвычайно затратной
выдачу свидетельств всем лицам, занимающих должности, включенные в
упомянутые перечни, и снижают эффективность государственного надзора за
подготовкой лиц, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную
безопасность.4
220220d3.doc
Формулировка «Подготовка специалистов соответствующего уровня
согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации»
практически безмерно определяет круг специалистов, к которым применяются
требования. Кроме того, пилоты авиации общего назначения должны иметь
свидетельства в соответствии с Приложением 1, но не могут быть включены в
перечни должностей авиационного персонала, так как они не занимают
должностей.
Для решения указанных проблем представляется целесообразным
установить приведенные в пункте 1.2 Приложения 1 функции, для исполнения
которых необходимо получить свидетельства, а также изменить критерий
формирования указанных перечней, что предлагается реализовать внесением
изменений в пункт 1 статьи 52 и в пункт 1 статьи 53 Воздушного кодекса
Российской Федерации.
С принятием федерального закона «О внесении изменений в Воздушный
кодекс Российской Федерации» (о реализации международных стандартов в
области государственного надзора за подготовкой авиационного персонала)
будут созданы дополнительные условия для роста уровня безопасности
полетов в гражданской авиации Российской Федерации и повышения
конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на рынке
международных воздушных перевозок.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Воздушный
кодекс Российской Федерации» не потребует расходов из федерального
бюджета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: