Пояснительная записка к Федеральному закону 135-ФЗ 27.05.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
«Об образовании в Российской Федерации» в части уточнения порядка
поощрения обучающихся за успехи»
Вопрос стимулирования обучающихся к повышению качества освоения
образовательных программ, получению в период освоения образовательной
программы дополнительных знаний и компетенций является одним из
ключевых для повышения качества образования в современной модели
образовательной деятельности. Важнейшим инструментом стимулирования
образовательной деятельности, повышения мотивации к учению, являются
различные формы поощрения обучающихся.
Применение мер поощрения является важной составляющей воспитания
обучающихся. Воспитание, в соответствии с российским образовательным
законодательством, является неотъемлемой частью образования.
В российской и далее в советской системе образования существовало
множество форм поощрения обучающихся за высокие достижения в учебе,
самыми значимыми из которых были награждения выпускников
общеобразовательных учреждений золотыми и серебряными медалями «За
особые успехи в учении», а так же награждения почетными грамотами за
успехи в изучении отдельных предметов.
С переходом на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и
прием в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ правовое значение
наличия медалей как льготы при поступлении в вузы утратило свою
актуальность. С этого времени золотые и серебряные медали стали иметь
исключительно поощрительное значение, которое, тем не менее, остается для
обучающихся и их родителей весьма значимым. Многие представители
педагогического сообщества также считают, что возможность получения
медали либо почетной грамоты по окончании общеобразовательного
учреждения является мощным фактором стимулирования обучающихся к
максимально полному и глубокому освоению программы среднего общего
образования. 2
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 273-ФЭ) обучающимся предоставляются академические права на
«поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной,
научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и
инновационной деятельности». Однако, норм, раскрывающих порядок и (или)
формы поощрения обучающихся за их успехи, федеральный закон не содержит.
При этом следует отметить, что поскольку в соответствии с указанным
федеральным законом «обучающийся — физическое лицо, осваивающее
образовательную программу», то вопрос об отсутствии законодательного
регулирования поощрения за высокие достижения в учении затрагивает
интересы всех лиц, осваивающих образовательные программы.
В Федеральном законе № 27Э-ФЗ из общего числа обучающихся
выделяются две категории лиц, в отношении которых предусмотрены нормы,
обеспечивающие их выявление и поддержку: это «лица, проявившие
выдающиеся способности» и «лица, добившиеся успехов в учебной
деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой
деятельности и физкультурно-спортивной деятельности». В соответствии с
федеральным законом в отношении лиц, проявивших выдающиеся
способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и
иные меры стимулирования. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших
выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных
поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том
числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за
рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации. Действующим Законом так же предусматривается, что органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе
устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших
выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц. 3
В отношении же лиц, добившихся успехов в учебной
деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой
деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, федеральный закон
механизма предоставления иных мер поощрения не предусматривает.
Законопроект направлен на устранение указанного правового пробела.
Предлагается дополнить Пояснительная записка к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ
«Об образовании в Российской Федерации» полномочиями соответствующих
субъектов образовательных отношений по установлению порядка и видов
поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и
инновационной деятельности.
Для этого законопроектом предлагается определить виды поощрений
применяемые к обучающимся и выпускникам образовательных организаций за
успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной,
научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной
деятельности.
Законопроектом предлагается закрепить:
за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования определение условий предоставления
поощрений в части поощрения золотой медалью «За особые успехи в учении» и
похвальной грамотой «За особые успехи»;
за образовательными организациями:
поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной,
спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой,
экспериментальной и инновационной деятельности;
хранение в архивах информации о поощрениях обучающихся;
определение дополнительных, к представленным в законопроекте, видов
поощрения обучающихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: