Пояснительная записка к Федеральному закону 139-ФЗ 28.07.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по
мониторингу законодательства в сфере защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию, утвержденной решением
Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от
15.03.2012 № 3.6-12/6, был выявлен ряд положений, необходимых для
эффективной реализации Федерального закона от 29 декабря 2010 г.
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону), и которые должны быть
отражены в Федеральном законе.
В этой связи подготовлен проект федерального закона «О внесении
изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее – законопроект).
Учитывая специфику распространения пользовательского контента в
Интернете, при которой интернет-провайдеры и интернет-сайты,
взаимодействующие с контентом третьих лиц (пользовательским контентом),
фактически не имеют возможности предварительно его
проклассифицировать, частью 6 статьи 1 законопроекта изменяются
требования к размещаемой в сети Интернет информационной продукции,
содержащей информацию, ограниченную для распространения среди детей.
Такая информационная продукция может помечаться знаком
информационной продукции (в том числе машиночитаемым) по желанию
владельца сайта.
Одновременно частью 2 статьи 1 законопроекта предлагается
дополнить перечень информационной продукции, оборот которой на2
территории Российской Федерации допускается без знака информационной
продукции:
информацией, распространяемой посредством информационно-
телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет), за исключением
сетевых изданий;
комментариями и (или) сообщениями читателей сетевого издания,
самостоятельно размещаемыми ими на сайте такого издания в порядке,
установленном редакцией сетевого издания.
Частью 6 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция статьи
14 Федерального закона. Так, понятие «пункт коллективного доступа»
предлагается заменить на содержащееся в понятийном аппарате
Федерального закона определение «места, доступные для детей». При этом
предлагается распространить требование к операторам связи,
предоставляющим доступ к сети Интернет в таких местах, а также
администрации таких мест применять административные и организационные
меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от
негативной информации не только как условие обеспечения доступа детей к
информации, но как условие обеспечения доступа к информации в целом как
услуги, оказываемой в местах, доступных для детей.
Пунктом «в» части 4 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить
статью 12 Федерального закона частями 5 и 6, которыми вводятся единые
знаки информационной продукции в графической форме для всех видов
информационной продукции в соответствии с возрастной классификацией
для однозначного их понимания гражданами Российской Федерации и
предусматривается, что текстовое сообщение об ограничении
распространения информационной продукции выполняется на русском
языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 г.
№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» на
государственных языках республик, находящихся в составе Российской3
Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных
языках.
Кроме того, пунктом «а» части 5 статьи 1 законопроекта уточняется
порядок размещения знака информационной продукции в телепередачах.
Знак информационной продукции должен размещаться в начале
телепередачи, а также в начале каждого возобновления трансляции такой
передачи после ее прерывания рекламой, анонсами, выпусками новостей и
т.д. Это устраняет коллизию действующей редакции, которая предполагает
размещение знака информационной продукции перед началом трансляции,
что в реальной вещательной практике предполагает его размещение в
рекламных паузах.
Аналогичный порядок предусматривается и в отношении размещения
сообщения об ограничении распространения информационной продукции,
распространяемой посредством радиовещания. Требование о размещении
сообщения об ограничении распространения информационной продукции в
радиопередаче не распространяется на радиопередачи, транслируемые в
эфире без предварительной записи (пункт «б» части 5 статьи 1
законопроекта).
Вместе с тем частью 8 статьи 1 законопроекта изменяется порядок
проведения экспертизы информационной продукции, устраняется
избыточность полномочий федерального органа исполнительной власти.
Законопроектом предусматривается, что экспертиза информационной
продукции для любых физических и юридических лиц будет проводиться на
договорной основе экспертом, экспертами и (или) экспертными
организациями, аккредитованными федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Одновременно пунктом 2 части 8 статьи 1 законопроекта
предусматривается, что порядок аккредитации экспертов и экспертных
организаций, приостановления и прекращения действия выданных аттестатов
аккредитации, ведения реестра аккредитованных экспертов и экспертных4
организаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заявитель сам выбирает эксперта и (или) экспертную организацию для
проведения экспертизы конкретной информационной продукции. Для этого
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством Российской Федерации, обязан размещать в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем
официальном сайте необходимые сведения из реестра аккредитованных
экспертов и экспертных организаций (пункт 4 части 8 статьи 1
законопроекта).
Пунктом 5 части 8 статьи 1 законопроекта устанавливаются требования
к экспертам, срок проведения экспертизы, а также то, что оплату экспертизы
информационной продукции осуществляет заявитель.
Кроме того, законопроектом вносится ряд технических правок, в том
числе частями 3 и 4 статьи 1 законопроекта вносится правка юридико-
технического характера, исключающая по тексту Федерального закона
ссылки на технические регламенты.
Проект федерального закона направлен на создание механизмов
принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих
информацию, запрещенную для распространения на территории Российской
Федерации, хостинг-провайдерами, операторами связи. Также
законопроектом вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить
интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению
информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-
провайдера.
Российское законодательство в части принудительного блокирования
интсрнет-страниц, содержащих информацию, распространение которой
запрещено, существенно отстает от лучших мировых аналогов. Например, в
Великобритании ограничение оборота детской порнографии и иных
непристойных материалов с 2006 года осуществляется посредством5
блокирования доступа к списку незаконных сайтов, в формировании
которого принимают участие ведущие интернет-провайдеры, операторы
мобильной связи, правоохранительные органы и гражданское общество.
В Дании, Финляндии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Новой
Зеландии и на Мальте действует система против распространения детской
порнографии (Child Sexual Abuse Anti-Distribution Filters, или CSAADF). Эта
система исключает возможность перехода пользователей Интернета по
сетевым адресам, на которых распространяется детская порнография. В
странах-участиицах CSAADF избыточная блокировка, то есть невозможность
посещения сайтов, использующих тот же сетевой адрес, что и сайты с
детской порнографией, считается преимуществом, так как оказывает
сдерживающее воздействие на владельцев доменных имен и хостинг-
провайдеров.
В ряде стран, за последние несколько лет законодательство в области
принудительного блокирования запрещенных интернет-ресурсов было
существенно ужесточено. В частности, в Канаде в декабре 2011 года вступил
в силу «Билль С-22», обязывающий операторов связи, операторов
электронной почты и других участников интернет-рынка сообщать в
правоохранительные органы о фактах распространения детской порнографии
в информационно- телекоммуникационных сетях.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие
законодательные акты Российской Федерации:
1. Пояснительная записка к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
2. Пояснительная записка к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
Предлагается создание Единой автоматизированной информационной
системы «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей
страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет,
содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории
Российской Федерации» (далее — Реестр), в который будут включаться сайты6
в сети Интернет, страницы сайтов в сети Интернет, на которых
распространяется запрещенная информация. Механизм наполнения реестра —
двухуровневый.
Интернет-ресурсы с порнографическими изображениями
несовершеннолетних, а также информации, пропагандирующей развращение
и понуждение несоврешеннролетних к действиям сексуального характера,
сескуальную эксплуатацию несовершеннолетних, материалов, содержащих
пропаганду наркотических средств, писхотропных веществ и их прекурсоров,
информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих
угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему
здоровью, самоубийству — на основании решения уполномоченного
Правительством Российской Федерации на создание, формирование и
ведение реестра федерального органа исполнительной власти.
Решение о включении доменных имен и (или) универсальных
указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов в сети
Интернет в Реестр, может быть обжаловано в суд владельцами сайтов,
хостинг-провайдерами, операторами связи в течение трех месяцев с даты
вынесения решения.
Интернет-ресурсы, на которых размешается запрещенная информация,
за исключением материалов в отношении которых действует ускоренный
порядок, включаются в Реестр по решению суда.
На владельцев сайтов, возлагается обязанность в течение суток с
момента получения уведомления от хостинг-провайдера о включении сайта в
Реестр, прекратить размещение на сайте в сети Интернет информации,
распространение которой запрещается федеральными законами.
В случае непринятия владельцем сайта мер, направленных на
прекращение размещения запрещенной к распространению информации в
течение суток, после получения уведомления от хостинг- провайдера,
хостинг-провайдер обязан заблокировать доступ к сайту в сети Интернет, В
случае непринятия хостинг-провайдером мер по блокированию доступа к7
сайту в сети Интернет, оператор Реестра включает сетевой адрес сайта, на
котором размещается информация, распространение которой на территории
Российской Федерации запрещается федеральными законами, в Реестр.
Оператор связи обязан ограничить доступ к запрещенной информации,
распространяемой посредством сети Интернет не позднее суток с момента
включения сетевого адреса в Реестр.
За неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 15′
Законопроекта, необходимо ввести административную ответственность
владельцев сайтов и хостинг-провайдеров. Ответственность операторов связи
должна регулироваться общими нормами, исходя из положений статей 46, 68
Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации на создание,
формирование и ведение реестра федеральный орган исполнительной власти
может наделить полномочиями по ведению Реестра некоммерческую
организацию, которая должна быть зарегистрирована на территории
Российской Федерации, владеть техническими средствами, позволяющими
обеспечивать формирование и ведение Реестра в электронной форме.
Решение о выборе некоммерческой организации должен принимать
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Наделение полномочиями по ведению Реестра некоммерческой
организации позволит привлечь к деятельности по ведению Реестра
заинтересованных участников рынка, повысить степень доверия к
механизмам блокирования интернет-страниц с запрещенной информацией.
Во многих странах мира, например в Великобритании, Канаде, США,
Австралии и других, подобные Реестры ведут некоммерческие организации,
что повышает степень доверия участников рынка, исключает коррупционные
проявления при формировании и ведении Реестра.8
Законопроект создает также правовую основу для использования
информации из «черных» списков (Реестров), которые ведут зарубежные
органы и организации. Например, IWF (Великобритания), INHOPE
(Международная сеть горячих линий по приему сообщений о
распространении детской порнографии), NCMEC (США).
Порядок ведения Реестра, а также информирования владельцев сайтов,
хостинг-провайдеров, операторов связи, о включении(исключении)
доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети
Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет в Реестр, должен
определяться Правительством Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» не потребует дополнительного
финансирования из средств федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: