Пояснительная записка к Федеральному закону 141-ФЗ 28.07.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
кпроектуфедеральногозакона«О внесенииизмененийвУголовныйкодекс
РоссийскойФедерациииотдельныезаконодательныеактыРоссийскойФедерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее — законопроект) направлен на усиление ответственности в части
нарушения конституционных прав граждан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации достоинство
личности охраняется государством. Наряду с этим, существующие меры защиты
чести и достоинства личности, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), регламентирующие
законодательные положения о клевете и оскорблении в полной мере недостаточны.
Так, закрепленные санкции в части первой статьи 5.60 «Клевета» КоАП РФ в виде
штрафа для граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей представляются
неэффективными.
Кроме того, правопорядки практически всех стран мира устанавливают
уголовную ответственность за клевету. Так, в американском праве клевета делится
на письменную и устную. Уголовный кодекс Франции содержит ряд статей,
предусматривающих ответственность за клеветнический донос, а уголовное
законодательство Китая содержит единую уголовную ответственность за
фальсификацию фактов, оговор и клевету в отношении третьих лиц. Уголовная
ответственность за клевету предусмотрена и в законодательстве многих
государств-участников СНГ.
Учитывая специфику уголовно-правовой доктрины российского права,
законопроектом предлагается УК РФ дополнить новой статьей 129 «Клевета»,
установив повышенные санкции, а также новые квалифицирующие признаки по
сравнению с ранее действующей аналогичной статьей. Статью 5.60 «Клевета»
КоАП РФ предлагается признать утратившей силу.
Так, по части второй проектной статьи 129 предусматривается
ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и
предусматривается, в частности, штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в2
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного
года. По части третьей предусматривается введение уголовной ответственности за
клевету с использованием своего служебного положения, предусматривающей
наказание, в частности, в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет, лишения свободы на срок до двух лет.
По части четвертой предусматривается введение уголовной ответственности
за клевету о болезни, вызывающей отвращение, а равно соединенную с обвинением
лица в совершении преступления сексуального характера с предлагаемой санкцией,
в частности, в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или также
лишения свободы на срок до трех лет.
Часть пятая предусматривает ответственность за клевету, соединенную с
обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления с
наказанием, в частности, в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до трех лет, а также лишения свободы до пяти лет.
Кроме того, законопроектом предусматривается увеличение санкции в
статье 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ. В частности, место установленного в части
первой административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до трех
тысяч рублей предлагается установить административный штраф от тридцати до
пятидесяти тысяч рублей, для должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей, для юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей. Соответствующее
повышение штрафных санкций предлагается по всем трем частям статьи 5.61
«Оскорбление» КоАП РФ.
Законопроектом также предусматривается увеличение срока лишения
свободы в статье 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» УК РФ до
трех лет по части первой, и до пяти по части второй, соответственно.
В связи с тем, что УК РФ предлагается дополнить новой статьей,
законопроектом предусмотрены сопутствующие изменения в Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения формы
предварительного расследования. Соответствующие изменения в связи с3
предложением признать утратившей силу статью 5.60 «Клевета»
предполагаются и в КоАП РФ.
Принятие законопроекта, по мнению авторов, будет способствовать
обеспечению повышенной защиты конституционных прав граждан, в первую
очередь от распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и
достоинство личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: