Пояснительная записка к Федеральному закону 149-ФЗ 28.07.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О принятии поправок
к Статьям Соглашения Международного валютного фонда,
одобренных резолюцией Совета управляющих Международного
валютного фонда 15 декабря 2010 г № 66-2»
В соответствии с договоренностями, достигнутыми на саммите лидеров
«Группы 20» в Сеуле 11 — 12 ноября 2010 г. по основным параметрам реформы
квот и системы управления Международного валютного фонда (далее — МВФ,
Фонд), подготовлен проект резолюции Совета управляющих Фонда,
по которому в декабре 2010 г. состоялось голосование. Резолюция № 66-2
от 15 декабря 2010 г. была принята подавляющим большинством голосов (168
стран, обладающих 95% голосов).
Принятие Советом управляющих указанной резолюции означает
предварительное согласие членов Фонда на проведение реформы квот и
системы управления в обозначенных резолюцией № 66-2 параметрах.
В дальнейшем для вступления в силу положений резолюции необходимо ее
одобрение государствами-членами, прежде всего, в части, касающейся
принятия поправок к Статьям Соглашения МВФ.
Одобренная управляющими резолюция предусматривает
перераспределение квот в МВФ в пользу группы развивающихся стран и стран
с формирующимися рынками, а также «недопредставленных» стран в размере
более 6 процентов, а также защиту голосов беднейших стран. Однако с учетом
того, что группа «недопредставленных» стран включает ряд развитых
государств, общий «сдвиг» квот от развитых к развивающимся странам
составит лишь 2,8%. В результате соотношение суммарных относительных
квот этих групп стран составит 42,3% к 57,7%. Это, в целом, незначительно
повлияет на общий расклад сил в Фонде.
К положительным итогам следует отнести увеличение общей доли
голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приближает их к блокирующему
пакету (15%). Эти государства войдут в первую десятку по размерам квоты. В
результате данных изменений относительная квота России увеличится
с 2,49 до 2,71 процента по сравнению с решением 2008 года и составит в
абсолютном выражении 12 903,7 млн. СДР.
Вместе с тем в резолюции определены обязательства по продолжению
процесса пересмотра квот МВФ в целях более «справедливого» отражения веса
развивающихся стран в мировой экономике, К январю 2013 г. должна быть2
22032755.doc
выработана новая формула расчета квот, на основе которой в 2014 году
планируется провести следующий этап пересмотра квот.
Важным элементом реформы МВФ является сохранение достаточности
финансовых ресурсов Фонда. В связи с ожидаемым увеличением квотных
ресурсов МВФ в ходе текущего пересмотра квот, страны-участники Новых
соглашений о заимствованиях (далее — НСЗ, Соглашение) имеют возможность
пересмотреть свои текущие обязательства в направлении сокращения общей
суммы кредитных линий, предоставляемых Фонду в рамках НСЗ, на сумму,
пропорциональную относительному размеру увеличения квотных ресурсов.
Таким образом, резолюция предусматривает сокращение объема ресурсов НСЗ,
чтобы сохранить неизменными относительные доли участников Соглашения.
Поправки относительно неизменности долей были введены по настоянию
стран БРИК, которые хотели сохранить центральную роль квот в пополнении
ресурсов МВФ и одновременно гарантировать себе сохранение права вето при
принятии решений в рамках НСЗ. Предполагается, что процесс пересмотра
Соглашения должен быть завершен до вступления в силу поправок об
увеличении квот странами-участниками (до конца 2011 года).
Резолюция № 66-2 предусматривает также принятие поправок к Статьям
Соглашения МВФ, отменяющих позиции т.н. «назначаемых»
1 членов Совета
директоров и регламентирующих процедуру выбора исполнительных
директоров, согласно которой к каждым новым выборам Совет управляющих
Фонда будет принимать отдельную резолюцию, описывающую порядок
избрания Совета директоров из 24 членов. В резолюции определен также
порядок выбора исполнительным директором, представляющим семь или
более стран в Совете директоров, своего второго заместителя, и зафиксирована
договоренность о том, что, начиная со следующих выборов Совета директоров
(2012 год), развитые европейские страны уменьшат свое представительство в
пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в Совете
директоров на 2 кресла. При этом предполагается использовать ротационную
систему.
Для вступления в силу решения об увеличении квот необходимо — в
соответствии с пунктом 3 указанной резолюции — выполнение следующих
условий:
1 В настоящее время в Статьях соглашений МВФ определено, что Совет директоров состоит из 20 членов, при
этом пять исполнительных директоров из стран, имеющих наибольшую квоту, назначаются властями этих
стран, а пятнадцать директоров избираются остальными странами-членами. Тем самым, пяти самым крупным
странам гарантируется «индивидуальное» представительство в МВФ. Помимо пяти назначаемых директоров —
от США, Японии, Германии, Франции и Великобритании — еще три страны имеют монострановой офис
исполнительного директора — это Китай, Россия и Саудовская Аравия.3
22032755.doc
1) получение письменного согласия стран, имеющих, как минимум, 70
процентов голосов. Уведомления от страны-члена о согласии на увеличение
квоты должны быть направлены в МВФ до 31 декабря 2011 г. При этом страна
должна внести в Фонд сумму, равную приращению ее квоты, в течение 30 дней
после наступления наиболее поздней из дат: либо с даты, когда она известит
МВФ о своем согласии2
, либо с даты, когда будут выполнены все условия
вступления резолюции № 66-2;
2) вступление в силу поправок к Статьям Соглашения МВФ о реформе
Совета директоров Фонда (требует согласия 60% членов Фонда, имеющих 85%
голосов);
3) вступление в силу поправок к Статьям Соглашения МВФ, одобренных
резолюцией Совета директоров № 63-2 от 28 апреля 2008 г. (реформа квот и
голосов МВФ 2008 года). Данное условие уже вступило в силу 3 марта 2011 г.
Совет управляющих МВФ также постановил, что все элементы реформы,
включая увеличение квот, должны вступить в силу не позднее годового
собрания руководящих органов МВФ и Всемирного банка в 2012 году. Совет
директоров Фонда оставляет за собой право, в случае необходимости, продлить
срок выполнения перечисленных выше условий.
Представляется, что поддержка резолюции № 66-2 соответствует
интересам Российской Федерации как члена МВФ. В результате предложенных
изменений относительная квота России увеличится (с 2,49 до 2,71 процента).
Россия опередит по размеру квоты Канаду и Саудовскую Аравию и, пропустив
вперед Индию, переместится с 10 на 9 место. Кроме того, в пакет реформ
входит обязательство до января 2013 г. пересмотреть действующую формулу
расчета квот, которая занижает долю России по сравнению с ее реальным
весом в мировой экономике. Появляется возможность изменить эту ситуацию.
Кроме того, в резолюции зафиксированы важные договоренности по
сокращению количества исполнительных директоров от развитых европейских
стран на 2 позиции, а также принципиальное согласие стран по сокращению
общего размера Новых соглашений о заимствованиях пропорционально
относительному увеличению страновых квот.
С учетом того, что предлагаемые положения резолюции № 66-2
направлены на повышение роли МВФ как представительного международного
финансового института, считаем целесообразным поддержать предложенные
поправки к Статьям Соглашения МВФ, а также решения по увеличению квот и
другим вышеуказанным элементам реформы Фонда.
2 В соответствии с существующей практикой 25% платежа по увеличению квоты должно быть внесено в СДР
или в одной из резервных валют, остальная часть — в национальной валюте.4
22032755.doc
Поправки в Статьи Соглашения МВФ не содержат иных правил, чем
предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие
указанных поправок не повлечет за собой дополнительных расходов
федерального бюджета
3
.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 15 Федерального
закона «О международных договорах Российской Федерации» ратификации
подлежат международные договоры об участии Российской Федерации в
международных организациях, если такие договоры предусматривают
передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или
устанавливают юридическую обязательность решений их органов для
Российской Федерации. В этой связи на основании подпункта «а» пункта 1
статьи 20 упомянутого Федерального закона принятие поправок к Статьям
Соглашения МВФ, одобренных Советом управляющих МВФ 15 декабря 2010
г., подлежит принятию в форме федерального закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: