Пояснительная записка к Федеральному закону 15-ФЗ 23.02.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об охране здоровья населения
от воздействия окружающего табачного дыма и последствий
потребления табака»
Проект федерального закона «Об охране здоровья населения
от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
табака» (далее — законопроект) разработан в целях совершенствования
законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия
окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с учетом
положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по
борьбе против табака (далее — РКБТ) и направлен на охрану таких
основополагающих прав гражданин, как право на охрану здоровья и право на
благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской
Федерации).
Это обусловлено высокой распространенностью потребления табака в
Российской Федерации и связанными с этим негативными медицинскими,
демографическими и другими социально-экономическими последствиями.
По экспертным оценкам, в России курят более 40% взрослого населения —
43,9 млн. человек.
Около 80% населения Российской Федерации ежедневно подвергается
пассивному курению.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, из-за болезней,
вызванных курением, в Российской Федерации ежегодно умирает до 400 тыс.
россиян, более половины таких смертей (63%) приходится на болезни системы
кровообращения, что связано с высоким уровнем распространенности
потребления табака.
По оценкам экспертов, потери потенциальных лет жизни в
трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью,
обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин —
почти 20%), в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года. С учетом
таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн.
рублей или 6,3 % ВВП.
Такая ситуация получила оценку как угрожающая здоровью населения
Российской Федерации и требующая принятия неотложных мер.
В целях формирования единой правоприменительной практики и
однозначного толкования с учетом специфики области регулирования
законопроектом вводятся понятия «курение табака», «окружающий табачный2
input
дым», «последствия потребления табака», «спонсорство табачными
организациями», «стимулирование продажи табачной продукции и (или)
потребления табака».
Законопроектом предусмотрено с учетом положений РКБТ и
международного опыта разграничение полномочий между органами разных
уровней власти в области охраны здоровья населения от последствий
потребления табака, определяются права и обязанности граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предусматривается
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мер,
направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение
потребления табака.
Так, для реализации статьи 8 РКБТ законопроектом предлагается
запретить курение на территориях и в помещениях, предназначенных для
оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры,
учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта,
жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест
проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов,
на рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях, на отдельных
транспортных средствах и в ряде других мест.
Поэтапно предлагается запретить курение в помещениях,
предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных
условиях, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, с
оборудованием, по решению собственника, на переходный период специально
выделенных изолированных помещений, оборудованных системами
вентиляции.
При этом на основании решения собственника допускается курение
табака в специально оснащенных местах на открытых территориях и в
специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных
системами вентиляции, предназначенных для предоставления жилищных
услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест
проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов,
в транспорте дальнего следования, специально выделенных изолированных
помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов.
Также законопроектом предлагается:
увеличение акцизов на табачную продукцию в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также
установление минимальных розничных цен на табачную продукцию (статья 6
РКБТ);3
input
регулирование и раскрытие состава табачных изделий, а также
установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий, которое
будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании (статьи 9 — 11 РКБТ);
просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и
вредном воздействии табачного дыма, в том числе посредством программ
образования и информационных кампаний в средствах массовой информации
(статья 12 РКБТ);
введение запрета на стимулирование продажи табачных изделий и
спонсорства, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых
аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей, а также на
демонстрацию табачных изделий и процесса курения во вновь создаваемых
аудиовизуальных произведениях для взрослых, если это не является
неотъемлемой частью художественного замысла (статья 13 РКБТ);
оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от
потребления табака и лечение табачной зависимости (статья 14 РКБТ);
введение учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной
торговли табачной продукцией, отслеживания производственного
оборудования, движения и распределения табачных изделий (статья 15 РКБТ);
Положения законопроекта содержат также нормы, направленные на
ограничение оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными
изделиями. Так, право продажи табачной продукции и табачных изделий
предлагается оставить только за стационарными торговыми объектами,
площадь которых превышает 50 кв. метров (в городах и поселках) и 25 кв.
метров (в сельских населенных пунктах и вне них). В случае отсутствия в
населенном пункте стационарного торгового объекта допускается развозная
торговля табачной продукцией в данном населенном пункте.
Законопроектом также предусмотрен запрет выкладки и демонстрации
табачной продукции в торговом объекте.
Эти меры сопряжены с вводимым законопроектом запретом на продажу
табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними в
соответствии со статьей 16 РКБТ.
В целях недопущении роста доли теневого рынка табака в связи с
повышением акцизов на табачную продукцию, а также в целях предотвращения
продажи табачной продукции несовершеннолетним требуется укрупнение
розничной сети и улучшения качества государственного контроля продажи
табака.4
input
Положения законопроекта, касающиеся осуществления розничной
продажи табачной продукции, аналогичны требованиям, предъявляемым к
предприятиям розничной торговли алкогольной продукцией, согласно
требованиям Федерального закона «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Реализация перечисленных положений законопроекта снизит шаговую
доступность табачных изделий, особенно для несовершеннолетних.
Реализация предлагаемых законопроектом мер приведет к снижению
спроса на табачную продукцию, будет способствовать профилактике
заболеваний, связанных с потреблением табака, формированию ответственного
отношения к своему здоровью и неприемлемого отношения к потреблению
табака, что позволит сократить к 2016 году количество курящих на 40-50%, и в
результате снизить смертность в Российской Федерации на 150 — 200 тыс.
человек в год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: