Пояснительная записка к Федеральному закону 158-ФЗ 02.10.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях»
Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических
средств и психотропных веществ» установлен принцип дифференциации мер
контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных
веществ (далее — прекурсоры) путем разделения данных веществ на 3
категории в зависимости от степени общественной опасности их
использования в незаконном обороте — таблицы I, II и III списка IV перечня
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю за оборотом в Российской Федерации (далее — перечень).
Также Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 139-ФЗ «О внесении
изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных
веществах» в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров
наркотических средств и психотропных веществ» в законодательство
Российской Федерации введена 4 категория прекурсоров, оборот которых
запрещен, за исключением их использования в научных и учебных целях,
экспертной деятельности, а также оперативно-разыскной деятельности (список
I перечня).
В то же время действующая редакция статьи 6.16 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) не
учитывает принцип дифференциации мер контроля в отношении прекурсоров
различных категорий и различную степень опасности их использования в
незаконном обороте, устанавливая одинаковые меры ответственности за
правонарушения, связанные с их оборотом.
Одновременно статьей 37 Федерального закона от 8 января 1998 г.
№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлены
требования представления отчетности о деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом
меры ответственности, предусмотренные статьей 19.7 КоАП за
непредставление или несвоевременное представление в государственный орган
необходимых сведений, а равно представление таких сведений в неполном
объеме или в искаженном виде, также не имеют дифференциации и не2
211206a7.doc
отвечают степени опасности соответствующих правонарушений в отношении
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Указанные обстоятельства приводят к формированию различной
правоприменительной практики в схожих ситуациях.
Так, согласно сведениям ФСКН России, в 2011 году было составлено 616
протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей
6.16 КоАП, к ответственности привлечено 392 юридических лица, сумма
наложенных административных штрафов составила 19 369 000 рублей.
К административной ответственности за правонарушения,
предусмотренные статьей 19.7 КоАП, привлечено 44 физических лица и 49
юридических лиц, составлено 148 протоколов об административных
правонарушениях, сумма наложенных штрафов составила 144 900 рублей.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что, например, из 24
решений, вынесенных в 2011 году судами Ивановской области по результатам
рассмотрения административных дел по статье 6.16 КоАП, в 14 случаях
приостановлена деятельность юридических лиц на различные сроки, в 5
случаях — назначен денежный штраф в размере 100 тыс. руб., а 5 дел судами
прекращены (в том числе в 4 случаях объявлено устное замечание). И
практически все решения были вынесены без учета того, какую степень
общественной опасности представляет собой нарушение правил оборота тех
или иных прекурсоров.
Постановлением судьи Старооскольского городского суда от 4 марта
2011 г. было прекращено производство по делу об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП в отношении
Старооскольской ЦРБ в связи с малозначительностью правонарушения,
выразившегося в отсутствии журнала учета действия по обороту прекурсоров,
и ограничиться предупреждением.
Однако в других случаях по результатам рассмотрения аналогичных
правонарушений судами избирается одно из наиболее строгих наказаний,
предусмотренных статьей 6.16 КоАП.
Так, в ходе плановой выездной проверки Кигинской ЦРБ, проведенной
УФСКН по Республике Башкортостан, установлено, что в учреждении не велся
журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсора «этиловый
эфир» (внесен в таблицу III списка IV перечня). В результате в отношении
данного учреждения было назначено административное наказание в виде
приостановления деятельности на срок 20 суток.
С учетом изложенного и в целях обеспечения возможности назначения
наказания, адекватного тяжести совершенного правонарушения,3
211206a7.doc
законопроектом предлагается усилить ответственность за нарушение правил
оборота прекурсоров, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня,
наркотических средств, психотропных веществ и наркосодержащих растений, а
также за непредставление, несвоевременное представление, представление в
неполном объеме или в искаженном виде соответствующей отчетности в
государственный орган. При этом в отношении прекурсоров, внесенных в
таблицу II списка IV перечня, законопроектом предусматривается оставить
меры ответственности, установленные статьей 6.16 КоАП в действующей
редакции, а также смягчить меры ответственности за нарушение правил
оборота прекурсоров, внесенных в таблицу III перечня.
Кроме того, Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ
индивидуальные предприниматели наделены правом осуществлять
деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV
перечня.
Однако статья 6.16 КоАП не относит индивидуальных предпринимателей
к субъектам административной ответственности за нарушение правил оборота
прекурсоров. В связи с этим в примечании к статье 6.16 КоАП в редакции
законопроекта предусматривается установить ответственность
индивидуальных предпринимателей за указанные правонарушения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: