Пояснительная записка к Федеральному закону 159-ФЗ 02.10.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 7
Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации»
Настоящий проект федерального закона направлен на выполнение
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля
2011 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального
закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в
связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» (далее —
Постановление Конституционного Суда от 11 апреля 2011 г. № 4-П), которым
статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный
закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) признана не соответствующей
Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и
55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу,
придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, — не
допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской
Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию
жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших
государственным или муниципальным предприятиям либо государственным
или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий,
если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных
основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в
ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Следует отметить, что до вступления в силу Жилищного кодекса
Российской Федерации передача в ведение органов местного самоуправления
жилых домов, принадлежавших государственным или муниципальным
предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий,
осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря
1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (утратил силу
с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса Российской
Федерации), статьей 9 которого было установлено, что при переходе
государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму
собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в
полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении
учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное
хозяйственное ведение или оперативное управление их правопреемников (если
они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного
самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав
граждан, в том числе на приватизацию жилья.Аналогичная норма содержится в статье 18 Закона Российской
Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации», согласно которой при переходе государственных или
муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо
при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении
предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в
хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих
предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов
местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением
всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых
помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 3 июля 2007 г. № 425-0-0, введение в действующее законодательство статьи
7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ было обусловлено
задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного
самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или
муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении
указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались
пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не
являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования
этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения
проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения
из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к
изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения
правового режима занимаемых жилых помещений.
Действующая редакция статьи 7 Федерального закона от 29 декабря
2004 г. № 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса
Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по
пользованию жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших
государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), и
переданных в ведение органам местного самоуправления.
Норма статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ не
содержит ограничения распространения правового режима социального найма
на пользование жилыми помещениями в общежитиях по дате передачи жилых
домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного
самоуправления: до или после введения в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации.
Вместе с тем, в правоприменительной и судебной практике статья 7
Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ рассматривается как не
позволяющая применять нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о
договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми
помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших
государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и
использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органовместного самоуправления после 1 марта 2005 г., то есть после введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также, если граждане
были вселены в такие жилые помещения после указанной даты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 11 апреля 2011 г. № 4-П указал, что проживающие в таких жилых
помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных
основаниях как работникам соответствующего государственного или
муниципального предприятия (учреждения), — независимо от того, до или после
введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане
приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития
передано в ведение органов местного самоуправления, — с точки зрения
правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных
правоотношений и следовательно, равным образом подлежат защите при
реализации своего конституционного права на жилище.
Предлагаемое законопроектом изменение редакции статьи 7
Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ направлено на устранение
неопределенности в вопросе применения нормы закона во времени и позволит
исключить неверное ее толкование в правоприменительной практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: