Пояснительная записка к Федеральному закону 160-ФЗ 02.06.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения
права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания
квалифицированной юридической помощи»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права
адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи»
(далее — проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 36
Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на
2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2590-р.
Проект федерального закона носит комплексный характер, направлен на
изменение положений действующего законодательства о запросе адвоката, а
также на устранение возможных нарушений права адвокатов на запрос
сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической
помощи.
Целью проекта федерального закона является устранение правовых
коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области
адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа
состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного,
гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проектируемые положения направлены, в первую очередь, на регламентацию
полномочий адвоката по выполнению возложенных на него обязанностей по
оказанию квалифицированной юридической помощи, с одной стороны, и
обеспечение надлежащего механизма реализации конституционных прав
граждан на получение этой помощи, с другой стороны.
Действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации и Законом об адвокатуре закреплено право адвоката собирать
доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений,
опроса лиц с их согласия и истребования справок, характеристик, иных
документов от органов государственной власти, органов местного
251201al.doc
2
самоуправления, общественных объединений и организаций с
корреспондирующей обязанностью дознавателя, следователя рассмотреть
ходатайство защитника в производстве тех или иных процессуальных действий
и решений. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи отказа как
в получении доказательств, о чем ходатайствует защитник, так и в приобщении
представленных доказательств к материалам дела. Учитывая, что решение об
отказе принимается должностным лицом или органом, осуществляющим
предварительное расследование, которое должно быть обосновано ссылками на
конкретные доводы, подтверждающие недопустимость доказательства, об
истребовании и исследовании которого заявляет защитник, на практике
подобные решения об отказе вызывают значительные споры и противоречия.
Ввиду положений статьи 45 Конституции Российской Федерации,
предусматривающей, что каждый вправе защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом, правом законодателя является
установление в отраслевом законодательстве специальных правил,
регламентирующих порядок собирания доказательств, особенности которого
применительно к отдельным видам судопроизводства могут быть
предусмотрены федеральными законами. Таким образом, в проекте
федерального закона дано определение понятия адвокатского запроса.
Проектом федерального закона предусмотрено нормативное закрепление
порядка направления адвокатского запроса. Проектируемой статье 61 проекта
федерального закона установлено, что требования к форме, порядку
оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным
органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами
государственной власти.
Положения проекта федерального закона предусматривают установление
общего 30-дневного срока рассмотрения адвокатского запроса, при этом в
случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление
запрашиваемой информации, предусмотрена возможность направления ответа
адвокату в иной срок, но не превышающий 30 дней, при этом адвокат,
направивший адвокатский запрос, уведомляется о продлении ответа на его
запрос.
Проектом федерального закона установлен исчерпывающий перечень
оснований отказа в предоставлении сведений по адвокатскому запросу с
корреспондирующими изменениями в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее — Ко АП). Согласно статье 5.39
КоАП в действующей редакции применение мер административного
воздействия за неправомерный отказ в предоставлении информации возможно
251201а! .doc
3
в случае, если такая информация должна быть предоставлена в соответствии с
федеральными законами. Однако в настоящее время таких случаев
федеральными законами не предусмотрено. В связи с этим в проекте
федерального закона предусмотрены соответствующие дополнения в
статью 5.39 КоЛП, устанавливающие ответственность за отказ в
предоставлении информации в отношении адвоката в связи с поступившим от
него адвокатским запросом. Одновременно в целях исключения случаев
необоснованного направления адвокатских запросов в целях, не связанных с
осуществлением адвокатской деятельности, проектом федерального закона
предусмотрено установление административной ответственности в отношении
адвокатов с корреспондирующими дополнениями Закона об адвокатуре в части
включения в перечень оснований для прекращения статуса адвоката, в том
числе несоблюдение требований к порядку направления адвокатского запроса.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон
об адвокатуре в части установления требований, касающихся стажа
адвокатской деятельности, необходимого для учреждения адвокатского
кабинета, создания Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты
адвокатов Российской Федерации. Данные нормы позволят более эффективно
обеспечить реализацию полномочий Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации и направлены на повышение статуса
профессионального уровня адвокатов, усиление роли адвокатских
образований.
Предлагаемые изменения в отдельные законодательные акты Российской
Федерации направлены на упорядочение деятельности адвокатов в уголовном,
административном, гражданском судопроизводстве при оказании
квалифицированной юридической помощи, а также на повышение качества
оказания такой помощи адвокатами и создание условий, обеспечивающих
доступ граждан к правосудию при соблюдении конституционных гарантий
прав граждан на судебную защиту и квалифицированную юридическую
помощь.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о
Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных
договоров Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: