Пояснительная записка к Федеральному закону 168-ФЗ 23.06.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный
закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Статьей 31.1 «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную
максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения» Федерального закона от 8 ноября 2007 г.
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» установлено, что движение
транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12
тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с
1 ноября 2014 г. допускается при условии внесения платы в счет возмещения
вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными
средствами.
В соответствии с подготовленным Минтрансом России планом действий
по введению системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого
автомобильным дорогам общего пользования федерального значения
транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу
свыше 12 тонн, (далее – система взимания платы) в январе 2013 г.
планировалось объявление открытого конкурса на право заключения
концессионного соглашения в отношении системы взимания платы.
Для объявления открытого конкурса на право заключения концессионного
соглашения в отношении системы взимания платы необходимо было
разработать и утвердить соответствующее решение Правительства Российской
Федерации, размер платы в счет возмещения вреда и порядок ее взимания.
В связи с широким интересом к создаваемой системе взимания платы в
ходе реализации вышеуказанных мероприятий поступало большое количество
предложений и замечаний, в том числе обращения в Федеральную
антимонопольную службу о нарушении положений Федерального закона «О
защите конкуренции», что потребовало значительного времени на их
рассмотрение и привело к задержкам при подготовке нормативных правовых
актов для реализации системы взимания платы.
Решение Правительства Российской Федерации о заключении
концессионного соглашения в отношении системы взимания платы утверждено
распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 № 531-р, а
размер платы в счет возмещения вреда и правила ее взимания утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О
взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения транспортными
средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».Необходимо отметить, что с учетом анализа международного опыта срок
создания аналогичных систем должен составлять не менее 1 года (Германия 3
года, Словакия 2 года, Франция 2 года и тд.). При этом указанные системы
взимания платы обладают меньшими масштабом и возможностями по
сравнению с системой взимания платы, создаваемой в Российской Федерации на
основе спутниковой навигации.
В целях продолжения работы по созданию системы взимания платы,
выявления наилучших решений при ее создании и требуемых сроков на их
реализацию Федеральным дорожным агентством 11 сентября 2013 г. объявлен
открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на
создание системы взимания платы.
В настоящее время конкурс находится в высокой степени его реализации.
Процедура Вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проведена 24
октября 2013 г., в ходе которой получены заявки от четырех организаций.
В соответствии с протоколом проведения предварительного отбора
участников открытого конкурса от 12.11.2013 № 3 принято решение о допуске к
конкурсу и признании участниками конкурса трех организаций.
Согласно конкурсной документации и графика проведения конкурса
подписание Концессионного соглашения планируется в июне 2014 года.
Таким образом, концессионер менее чем за 5 месяцев должен будет
осуществить проектирование, создание и введение в эксплуатацию системы
взимания платы в счет возмещения вреда.
Участниками конкурса совместно с Росавтодором проведен инженерно-
технический анализ возможности ввода системы взимания платы в счет
возмещения вреда до 1 ноября 2014 г., в результате которого выявлены
следующие проектные системные риски:
— отказ участников конкурса от реализации права предоставить
конкурсные предложения в связи с невозможностью исполнить обязательства
концессионера по проектированию, созданию и внебюджетному
финансированию за счет привлеченных средств;
— участники конкурса предоставят технические решения с высокими
рисками и низкого качества;
— участники конкурса предоставят конкурсные предложения с
завышенными финансовыми показателями, что приведет к росту капитальных и
эксплуатационных затрат и не повлияет на оптимизацию платы концедента;
— победитель конкурса откажется от подписания концессионного
соглашения в связи с неисполнимостью сроков проектирования, создания и
ввода в эксплуатацию системы взимания платы;
— концессионер не сможет обеспечить достижение финансового закрытия,
так как проектный цикл рассмотрения крупных инфраструктурных проектов
государственно-частного партнерства в кредитных организациях составляет от 3
до 6 календарных месяцев;
— финансовые учреждения могут оценить обязательства концессионера как
нереализуемые и полностью отказаться от предоставления финансирования;- концессионер не обеспечит необходимое качество создания системы
взимания платы, что приведет к ее низкой функциональности, недостижению
требуемых параметров функционирования и уровня собираемости платы с
владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше
12 тонн.
Принимая во внимание установленные регламенты по выполнению ряда
сертификационных и аттестационных работ, наиболее реальным сроком ввода в
эксплуатацию системы взимания платы представляется ноябрь 2015 г.
В этом случае концедент сможет минимизировать свои финансовые и
эксплуатационные риски, связанные со срывом сроков ввода системы взимания
платы в эксплуатацию, а система взимания платы будет отвечать техническим
показателям назначения и сможет обеспечивать планируемый уровень
собираемости платы в доход федерального бюджета.
С учетом того, что конкурс на право заключения концессионного
соглашения находится на завершающей стадии и все участники конкурса
подтвердили возможность создания и ввода в эксплуатацию системы взимания
платы к ноябрю 2015 г., целесообразно поддержать предложение Росавтодора о
переносе срока введения платы в счет возмещения вреда на ноябрь 2015 г.
Учитывая неопределенность с возможностью заключения и исполнения
вышеуказанного концессионного соглашения в установленный
законодательством срок, при подготовке проекта федерального закона «О
федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»
Минфином России не планировалось получение доходов от взимания платы на
2015 год. Таким образом, дефицита денежных средств в Федеральном дорожном
фонде в связи с переносом срока ввода системы взимания платы в эксплуатацию
не предвидится.
Анализ международного опыта, в том числе Германии, в части создания
системы взимания платы на основе спутниковых технологий показал, что время,
требуемое на создание системы, составляет от 3 до 5 лет.
Принимая во внимание, что решение о создании системы взимания платы
в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими
разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждено Федеральным
законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации», предлагаемые сроки реализации системы взимания платы
соответствуют международной практике

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: