Пояснительная записка к Федеральному закону 172-ФЗ 28.06.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О государственном стратегическом планировании»
Проект федерального закона «О государственном стратегическом
планировании» (далее — законопроект) разработан в соответствии
с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
(далее — Указ). Согласно Указу Правительству Российской Федерации
поручено подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации законопроект,
предусматривающий координацию стратегического управления и мер
бюджетной политики.
Основной идеей законопроекта является создание правовой основы для
разработки, построения и функционирования комплексной системы
государственного стратегического планирования в области социально-
экономического развития и обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества
жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности
страны.
В последнее время необходимость формирования системы
государственного стратегического планирования значительно повысилась в
силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и
экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.
Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов,
которые позволяют:
расширить период государственного прогнозирования и планирования,
выйдя за рамки бюджетного цикла (более 3-х лет), предусматривая реализацию
долгосрочных решений (со сроком реализации 6 и более лет) в рамках
взаимосвязанных средне- и краткосрочных задач, подчиненных общей цели;
определить последовательность разработки долгосрочных
и среднесрочных документов государственного стратегического планирования;
увязать долгосрочные и среднесрочные документы государственного
стратегического планирования по целям и приоритетам, регламентировав
периодичность их разработки и корректировки;
упорядочить сроки подготовки документов государственного
стратегического управления и мер бюджетной политики между собой;
сбалансировать планируемые мероприятия, требующие значительных2
input
затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты
в энергетике, транспорте, демографии и национальной безопасности);
четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность,
отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными
целями социально-экономического развития Российской Федерации;
обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития
производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой
баз, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий),
позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных
решений.
Комплексная система государственного стратегического планирования
в области социально-экономического развития и обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации — это и есть упорядоченный набор таких
инструментов.
Законопроект направлен на правовое закрепление системы
государственного стратегического планирования, состоящей из
государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального
планирования
и мониторинга реализации документов государственного стратегического
планирования. Также в законопроекте регламентируются полномочия
участников системы государственного стратегического планирования и
определена иерархия соответствующих документов.
Целями создания системы являются:
определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния
социально-экономического развития и обеспечения национальной
безопасности к желаемому состоянию;
концентрация разнокачественных (финансовых, организационных,
информационных и кадровых) ресурсов для достижения запланированных
целей;
консолидация усилий всех субъектов экономики (государства,
корпораций и структур гражданского общества) для достижения целей
социально-экономического развития и обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Исходя из целей определяются основные функции системы
государственного стратегического планирования:
определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-
экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений
социально-экономического развития;3
input
определение целей социально-экономического развития Российской
Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих
наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение
целей социально-экономического развития в соответствующих сферах
социально-экономического развития;
определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач
социально-экономического развития;
координация планируемых действий по достижению целей социально-
экономического развития между федеральным и региональным уровнями
государственной власти, бизнесом и обществом;
мониторинг реализации документов государственного стратегического
планирования;
научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение
государственного стратегического планирования.
Предметом правового регулирования законопроекта являются
общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования
и мониторинга реализации документов государственного стратегического
планирования, составляющие целостную систему государственного
стратегического планирования.
Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур
разработки, рассмотрения и утверждения документов государственного
стратегического планирования.
Участниками регулируемых данным законопроектом отношений
являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской
Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и иные
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные
корпорации и акционерные общества с государственным участием и другие
организации.
В случае принятия законопроекта участники государственного
стратегического планирования будут обязаны использовать механизмы
государственного стратегического планирования, устанавливаемые
законопроектом в зависимости от уровня планирования, обеспечить взаимную
увязку и соподчиненность используемых инструментов государственного
стратегического планирования между собой и осуществлять мониторинг4
input
реализации документов государственного стратегического планирования.
Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы
государственного стратегического планирования базируется на опыте
и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя
инструменты государственного стратегического планирования, применяемые
в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Последствиями принятия законопроекта станут:
создание условий для достижения целей социально-экономического
развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами
государственной политики;
повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для
достижения упомянутых целей;
увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов
государственной власти;
повышение исполнительской дисциплины в связи с введением
обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников
государственного стратегического планирования

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: