Пояснительная записка к Федеральному закону 173-ФЗ 16.10.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 35
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и
статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 35
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 23
Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» направлен на реализацию
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011
года № 15-П.
В соответствии с указанным Постановлением Конституционного суда
Российской Федерации положения части 3 статьи 23 Федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления Российской
Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской
Федерации в той мере, в какой этими положениями допускается возможность
применения пропорциональной избирательной системы на выборах в
представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и
малым числом депутатов и создается риск искажения воли избирателей, а
федеральному законодателю предписано установить обязательные для учета в
законодательстве субъектов Российской Федерации критерии допустимости
использования пропорциональной избирательной системы (в том числе как
элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные
органы поселений исходя из числа распределяемых мандатов.
Согласно законопроекту предлагается установить, что выборы депутатов
представительных органов поселений и городских округов, установленная
численность которых составляет менее 15 депутатов, а также
представительных органов малочисленных городских и сельских поселений,
численность населения которых составляет менее 3 тысяч человек, будут
проводиться по одномандатным и (или) многомандатным избирательным
округам. Это позволит обеспечить соответствие результатов муниципальных
выборов в малочисленных поселениях, численность населения которых
составляет менее 3 тысяч человек (в целом по России — 12% городских и 73%
сельских поселений), реальным предпочтениям избирателей с адекватным2
22011291.doc
отражением интересов социальных групп (в том числе не связанных с
политическими партиями), образующих местное сообщество.
Вместе с тем поселения, не относящиеся к малочисленным (численность
населения которых составляет не менее 3 тысяч человек), не лишаются
возможности использовать на муниципальных выборах пропорциональную
избирательную систему (в том числе как компонент смешанной избирательной
системы) при условии, что общее число избираемых депутатов составит не
ниже 15 человек, позволяющее, исходя из экспертных оценок, снизить
возможность искажения воли избирателей при распределении мандатов до
приемлемого уровня. В частности, городские и сельские поселения,
численность населения которых составляет от 3 до 10 тысяч человек
(42% городских и 12% сельских поселений) и городские округа, численность
населения которых составляет менее 10 тысяч человек (6% городских округов),
установившие общее число депутатов на минимально допустимом уровне
в 10 человек, смогут использовать пропорциональную избирательную систему
при условии, что общая численность избираемых депутатов будет увеличена
еще на 5 человек.
Предполагается также установить, что в муниципальных образованиях
всех видов, использующих при проведении выборов пропорциональную
избирательную систему (в том числе как компонент смешанной избирательной
системы) общее число мандатов, распределяемых между списками кандидатов,
не должно быть менее 10. Это позволит минимизировать возможное искажение
воли избирателей, связанное с потерей или фактической передачей голосов
между списками кандидатов, допущенными к распределению мандатов,
практически неизбежное при распределении малого числа мандатов между
списками кандидатов.
Данные изменения в полной мере согласуются с положениями
Федерального закона от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ, согласно которым при
проведении выборов в представительный орган муниципального района или
городского округа, насчитывающего 20 и более депутатов, не менее половины
мандатов распределяются между списками кандидатов.
Указанные положения предлагается закрепить во взаимосвязанных
изменениях, вносимых в федеральные законы «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», обеспечив их применение к правоотношениям,
связанным с муниципальными выборами, которые будут назначены после
вступления соответствующих изменений в силу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: