Пояснительная записка к Федеральному закону 178-ФЗ 02.07.2013

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с реализацией международных договоров
Российской Федерации о реадмиссии»
Представленный проект федерального закона подготовлен в целях
дальнейшего совершенствования правового регулирования в сфере
реализации Российской Федерацией международных договоров о
реадмиссии.
Нормами законопроекта предусмотрено внесение в целый ряд
законодательных актов Российской Федерации — Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-
исполнительный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации».
В настоящее время институт реадмиссии уже прочно укоренился в
отечественной правоприменительной практике и стал одним из действенных
инструментов противодействия нелегальной миграции. Тем не менее, опыт
работы федерального органа исполнительной власти, компетентного в
области реадмиссии, — ФМС России свидетельствует о необходимости
законодательного урегулирования отдельных вопросов, решение которых
позволит придать механизму реадмиссии большую эффективность, в том
числе и с учетом успешной международной практики.
В этой связи проектом федерального закона предусматривается
имплементация механизма оказания содействия добровольному
возвращению мигрантов, который широко применяется в европейских
государствах. Суть этого механизма заключается в том, что иностранному
гражданину или лицу без гражданства (далее – иностранному гражданину),
не имеющему законных оснований для пребывания в принимающем
государстве и в отношении которого формально вынесено решение о
принудительном возвращении в государство его гражданства,
предоставляется возможность добровольно и самостоятельно организовать
свой выезд из принимающего государства. При этом затраты, связанные с
организацией выезда, не отнесены к расходным обязательствам
принимающего государства, а покрываются из иных источников. В
большинстве случаев финансирование мероприятий, связанных с оказаниемсодействия добровольному возвращению мигрантов, осуществляется двумя
основными способами: либо за счет средств негосударственных организаций,
либо в порядке реализации государственно-частного партнерства, когда
расходы, связанные с оказанием содействия добровольному возвращению
мигрантов, частично покрываются из бюджетных средств. Такая форма
организации выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из
принимающих стран в государства их гражданства или постоянного
(преимущественного) проживания показала свою исключительную
эффективность, что обусловлено следующими факторами:
— сокращение времени, необходимого для выезда иностранного
гражданина из принимающего государства;
— как следствие, снижение бюджетных расходов на содержание
иностранных граждан в специальных учреждениях, и на приобретение для
них проездных документов;
— активное содействие со стороны самого иностранного гражданина
компетентным государственным органам по вопросам своего возвращения в
государство гражданства (содействие в установлении личности, гражданства
и в получении необходимых для выезда из принимающего государства
документов);
— менее неблагоприятные последствия для иностранного гражданина,
обусловленные фактом принудительного возвращения в государство его
гражданства;
— наличие элемента добровольности со стороны иностранного
гражданина при выезде из принимающего государства упрощает и
значительно ускоряет процедуры получения необходимых документов в
дипломатическом представительстве и консульском учреждении государства
гражданства такого лица.
Проектом предлагается дополнить Пояснительная записка к Федеральному закону «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» статьей 32.4,
предусматривающей возможность прекращения процедуры реадмиссии в
отношении иностранного гражданина в случае, если он изъявляет
добровольное желание выехать из Российской Федерации, организация
выезда не будет связана с использованием средств федерального бюджета, а
сам выезд состоится по времени раньше срока, в течение которого
иностранный гражданин мог бы быть передан иностранному государству в
порядке реадмиссии.Одновременно определяется круг должностных лиц, уполномоченных
принимать решения о прекращении процедуры реадмиссии, устанавливаются
правовые последствия принятия такого решения для иностранного
гражданина, а также последствие неисполнения им обязанности по выезду из
Российской Федерации в форме повторного возбуждения ходатайства о
реадмиссии.
Проектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 18.18
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в
части установления ответственности иностранного гражданина, в отношении
которого было принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, за
неисполнение требования о выезде из Российской Федерации, и в статью 27
Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию», согласно которым предлагается устанавливать 3-
летний запрет на въезд в Российскую Федерацию для тех иностранных
граждан и лиц без гражданства, которые являлись субъектами передачи
иностранному государству в порядке реадмиссии, но в отношении которых
было вынесено решение о прекращении процедуры реадмиссии.
Проектом, кроме того, предусматривается внесение изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию», направленных на введение единого проездного
документа для целей реадмиссии, которым в случаях, установленных
международными договорами Российской Федерации, будет
документироваться иностранный гражданин, подлежащий передаче
иностранному государству в порядке реадмиссии. В соответствии с
международными обязательствами Российской Федерации реадмиссия может
реализовываться в виде как обычной, так и ускоренной процедуры. В
зависимости от вида реадмиссии на осуществление соответствующих
мероприятий уполномочены либо федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в сфере миграции, либо пограничные органы
федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами
безопасности. В этой связи предлагается новая редакция части второй статьи
25.13 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию», которая предусматривает издание
совместного межведомственного нормативного правового акта, которым
будут утверждаться форма, порядок оформления и выдачи такого единого
проездного документа.
Также представляемым проектом федерального закона вносится
изменение в статью 81 Уголовно-исполнительного кодекса РоссийскойФедерации, устанавливающее возможность перевода иностранного
гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в отношении
которого органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции,
вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в
Российской Федерации и с государством гражданства которого у Российской
Федерации заключен договор о реадмиссии, из исправительного учреждения,
в котором данный иностранный гражданин отбывает наказание, в другое
исправительное учреждение того же вида, но расположенное наиболее
близко к пункту пропуска через государственную границу Российской
Федерации, через который планируется передать это лицо иностранному
государству в порядке реадмиссии.
Эта норма позволит существенно повысить эффективность исполнения
решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации, вынесенных в отношении лиц, осужденных за совершение
преступлений, за счет оптимизации процесса их передачи государствам, с
которыми у Российской Федерации заключены международные договоры о
реадмиссии.
В целом, принятие законопроекта будет способствовать обеспечению
качественного исполнения международных обязательств Российской
Федерацией в сфере реадмиссии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: