Пояснительная записка к Федеральному закону 179-ФЗ 28.06.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» подготовлен в соответствии с
поручениями Правительства Российской Федерации по вопросам
противодействия экстремисткой деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время экстремистская деятельность
представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю
и безопасности государства. О распространенности данного вида преступной
деятельности на территории Российской Федерации свидетельствует
ежегодный рост числа преступлений экстремистской направленности.
Так, в 2007 г. было зарегистрировано 38 преступлений, предусмотренных
статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК)
(Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), по 16
из которых расследование было окончено, соответственно 170 (98)
преступлений, предусмотренных статьей 282 УК (Возбуждение ненависти либо
вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 24 (21) преступлений,
предусмотренных статьей 282
1 УК (Организация экстремистского сообщества)
и 16 (22) преступлений, предусмотренных статьей 282
2 УК (Организация
деятельности экстремистской организации).
За 2008 г. указанные показатели составили по статье 280 УК 29 (22)
преступлений, по статье 282 УК соответственно 182 (139) преступлений, по
статье 282
1 УК 18 (17) преступлений и по статье 282
2 УК 24 (20) преступлений.
В 2009 г. цифры равнялись 45 (23) преступлений по статье 280 УК, 223
(178) преступлений по статье 282 УК, 19 (15) преступлений по статье 282
1 УК и
20 (20) преступлений по статье 282
2 УК.
А в 2010 году данные уже составили 51 (21) преступлений по статье 280
УК, 272 (216) преступлений по статье 282 УК, 23 (22) преступлений по
статье 282
1 УК и 27 (16) преступлений по статье 282
2 УК.
При этом анализ правоприменительной практики правоохранительных
органов свидетельствует о том, что принимаемые меры по борьбе с
проявлениями экстремизма зачастую являются малоэффективными ввиду
имеющихся недостатков в законодательстве.
Разработка и принятие данного федерального закона необходима в связи
с отсутствием детальной регламентации в законодательстве вопросов,
связанных с финансированием экстремисткой деятельности.2
input
Назрела объективная необходимость по внесению в УК России
изменений и дополнений, предусматривающих установление уголовной
ответственности за финансирование экстремисткой деятельности, а также
введение конфискации имущества, полученного в результате совершения
преступлений экстремистской направленности.
Также вносимые законопроектом изменения устраняют внутренние
противоречия в пункте 1 примечаний к статье 282
1 «Организация
экстремистского сообщества» УК, так как они предусматривают освобождение
от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в
экстремистском сообществе, если в действиях этого лица не содержится иного
состава преступления, и исключают освобождение от уголовной
ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности
общественного или религиозного объединения либо иной организации, в
отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о
ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением
экстремистской деятельности.
Предлагаемые законопроектом дополнения УК требуют одновременного
внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и в Пояснительная записка к Федеральному закону «О противодействии
терроризму».
Помимо этого, следует отметить, что Федеральным законом
«О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и
организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а
также устанавливается ответственность за ее осуществление.
Вместе с тем в указанном Федеральном законе не закреплены
полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности,
исходящие из содержания Конституции Российской Федерации.
Также следует отметить, что задача противодействия экстремизму в
условиях развития технологий обработки и передачи информации приобретает
особое значение. Компьютеризация российского общества, увеличение числа
пользователей международной компьютерной сети «Интернет» приводит к
необходимости совершенствования российского законодательства с целью
обеспечения эффективности его противодействия новым вызовам и угрозам
современности.3
input
Большинство законодательных актов Российской Федерации,
регулирующих вопросы противодействия экстремизму, не учитывает
специфику распространения сведений экстремистского характера в
международной компьютерной сети «Интернет».
Отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских
материалов в международной компьютерной сети «Интернет» со стороны
органов государственной власти, призванных бороться с любыми
проявлениями экстремизма и разжигания национальной и межэтнической
розни, культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц,
совершающих эти деяния.
В то же время необходимо приведение понятия «международная
компьютерная сеть «Интернет» в соответствие с Федеральным законом
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
С учетом изложенного, представленным законопроектом также
предлагается дополнить некоторые статьи УК России положениями,
предусматривающими установление уголовной ответственности за совершение
преступлений экстремисткой направленности с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая
сеть «Интернет»), а также изложить в новой редакции статьи 4, 9, 10 и 13
Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»,
определяющих организационные основы противодействия экстремизму и
ответственность за распространение экстремистских материалов.
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, являются
актуальными и восполняют имеющиеся пробелы в действующем
законодательстве Российской Федерации.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» не повлечет за собой
дополнительных затрат из федерального бюджета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: