Пояснительная записка к Федеральному закону 180-ФЗ 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О негосударственных пенсионных фондах» и статью 60
Гражданского кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О негосударственных пенсионных фондах» и статью 60 Гражданского
Кодекса Российской Федерации» (далее – «законопроект») направлен на
урегулирование отношений, возникающих по поводу и в связи с
реорганизацией негосударственных пенсионных фондов (далее – «фонды»), в
том числе, на устранение имеющихся в законодательстве пробелов.
Первостепенной целью законопроекта является защита прав и
законных интересов участников в отношениях по негосударственному
пенсионному обеспечению и застрахованных лиц в отношениях по
обязательному пенсионному страхованию при реорганизации фондов.
Реорганизация является важным элементом экономической
деятельности, представляя собой способ оптимизации организации этой
деятельности в зависимости от изменений рынка. Особое значение проблема
реорганизации фондов приобретает в настоящее время, так как с 1 июля 2009
года повышен минимальный размер имущества для обеспечения уставной
деятельности фонда – с тридцати миллионов рублей до пятидесяти
миллионов рублей. Это существенным образом стимулирует фонды к
укрупнению, осуществляемому на основе реорганизации. С другой стороны,
нельзя забывать, что в соответствии с действующим законодательством о
конкуренции доминирование фонда на рынке негосударственного
пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования может
стать причиной применения к нему иных реорганизационных процедур –
процедур, связанных с разукрупнением.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства и практики его
применения выявляет отсутствие эффективных механизмов реорганизации
фондов, в том числе, механизмов сбалансированного учета интересов
кредиторов фондов, число которых может измеряться десятками или даже
сотнями тысяч. Такие пробелы не просто препятствуют реорганизации, но и
во многих случаях фактически блокируют ее проведение. Более того,
пробелы и противоречия, существующие в законодательстве, приводят к
невозможности осуществления реорганизации, учитывающей интересы
самого фонда, его учредителей и кредиторов в совокупности, и, как
следствие, создают возможности для оспаривания реорганизации фондов и ее
последствий. Существенной проблемой действующего законодательства2
2
является также отсутствие алгоритмов обеспечения непрерывности
деятельности фондов в процессе и по итогам реорганизации.
Помимо указанных проблем, необходимо учитывать протяженность во
времени процедуры реорганизации таких сложных и социально-значимых
образований, какими являются фонды, в связи с чем возникает
необходимость применения методов, позволяющих свести к минимуму
возможность кардинального изменения финансового положения фондов в
процессе реорганизации таким образом, чтобы действие всех страховочных
механизмов не было сведено к нулю.
Примером недостаточного законодательного регулирования
реорганизации фондов является то, что в настоящее время на практике между
датой государственной регистрации фонда, созданного в результате
реорганизации, и датой получения им лицензии возникает период, в течение
которого фонд формально не вправе осуществлять деятельность, связанную с
исполнением переданных ему при реорганизации обязательств по
негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному
пенсионному страхованию. Подобное положение рождает неопределенность
в вопросе о том, какой именно фонд является должником по обязательствам,
связанным с негосударственным пенсионным обеспечением и обязательным
пенсионным страхованием. Это может привести к дестабилизации
экономического оборота и даже, ввиду повышенной значимости пенсионных
отношений, к возникновению социальной напряженности в обществе.
В основе закрепленных в законопроекте подходов к регулированию
реорганизации фондов и сопутствующего ей лицензирования лежит принцип
непрерывности деятельности фонда и правовой институт «лицензии
(разрешения), предоставленной в силу закона».
Учитывая высокую социальную значимость фондов, предлагаемый
законопроект уделяет особое внимание инструментам государственного
контроля реорганизации. Яркой иллюстрацией этого могут служить
предусмотренные законопроектом правила, в соответствии с которыми,
участвующие в реорганизации фонды, предварительно согласовывают такую
реорганизацию в государственном органе, уполномоченном на выдачу
лицензии фондам (далее – «уполномоченный федеральный орган»).
Указанный принцип гарантирует соблюдение интересов всех
заинтересованных лиц, поскольку ещё на стадии, предшествующей
государственной регистрации реорганизации, деятельность фондов,
участвующих в реорганизации, проходит тщательную проверку со стороны
уполномоченного федерального органа.
С учетом законодательного требования о «неухудшении условий
негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного
страхования», законопроект предусматривает целый ряд мер всестороннего
финансового анализа условий реорганизации с учетом максимальной3
3
прозрачности этапов ее проведения как для регулирующих государственных
органов, так и для всех категорий кредиторов фонда.
В частности, законопроектом предусмотрена «двухступенчатая»
система досрочного прекращения обязательств реорганизуемого фонда.
После получения уведомления о принятии фондом решения о реорганизации
кредиторы вправе направить в фонд требования о досрочном прекращении
обязательств, однако право на досрочное прекращение обязательств они
получают только после получения фондом согласия уполномоченного
федерального органа на ее проведение. Такой порядок досрочного
прекращения обязательств позволяет дать оценку потенциального выбытия
клиентов по итогам реорганизации, а также провести тщательный
предварительный финансовый анализ итогов реорганизации и их влияния на
стабильность и эффективность деятельности реорганизуемого фонда.
Полученная информация также служит фундаментом для аудиторской
проверки и актуарного оценивания реорганизации, при этом объем
аудиторской проверки и актуарного оценивания существенно расширен и
конкретизирован, что позволяет создать дополнительные гарантии
неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения и
обязательного пенсионного страхования.
Результаты финансового анализа, заключения аудитора и актуария
передаются уполномоченному федеральному органу в составе пакета
документов, необходимого для выдачи согласия на проведение
реорганизации, что позволяет уполномоченному федеральному органу
определить реальную картину последствий реорганизации, а значит, принять
решение на основе всестороннего анализа ее условий.
Дополнительным плюсом такой системы удовлетворения требований
кредиторов является то, что она служит своеобразной страховкой фондам,
которые принимают решение о проведении реорганизации, но в силу каких-
либо причин согласования уполномоченного федерального органа не
получают. В этой ситуации обеспечение сохранения стабильности
деятельности фонда также имеет немаловажный характер, поскольку, как
уже было сказано, фонды играют особую социально-значимую роль в жизни
общества.
Наиболее востребованными на практике процедурами укрупнения и
разукрупнения юридических лиц являются процедуры реорганизации,
осуществляемой в форме присоединения и выделения, соответственно. В
виду этого законопроект содержит специальное, более подробное
регулирование данных процедур, а также процедур сохранения лицензии
реорганизованными фондами или получения лицензии фондами, созданными
в результате реорганизации. Введение специального регулирования для
некоторых форм реорганизации соответствует подходам, которые уже
существуют в российском законодательстве в отношении регулирования4
4
реорганизации иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере
финансов (кредитных и страховых организаций).
В отношении реорганизации в форме выделения, законопроект вводит
важную новеллу, направленную на соблюдение принципов непрерывности
деятельности фондов и максимальной взвешенности оценки реорганизации.
Так, фонды, готовя реорганизацию в форме выделения, должны заранее
заключить договоры с управляющими компаниями и специализированными
депозитариями (управляющими их активами и контролирующими эти
активы), а также с банками (ведущими их счета), которые будут переданы в
порядке правопреемства выделяемым фондам и которые позволят им с даты
окончания реорганизации незамедлительно начать надлежащим образом
осуществлять свою деятельность, в том числе, вести пенсионные счета своих
вкладчиков, участников и застрахованных лиц.
Кроме того, реорганизуемый фонд (в рамках подлежащих передаче
выделяемому фонду договоров с управляющими компаниями) еще до даты
подачи ходатайства на получение согласования на проведение реорганизации
в форме выделения, передает в доверительное управление таким
управляющим компаниям средства пенсионных накоплений и средства
пенсионных резервов в отношении тех участников и застрахованных лиц,
которые становятся клиентами фонда, возникающего в результате
выделения. В свою очередь, к ходатайству на получение согласования на
проведение реорганизации в форме выделения должны быть приложены
документы, содержащие сведения о структуре и составе переданных активов,
что позволит уполномоченному федеральному органу оценить качество и
достаточность активов, передаваемых возникающим в результате выделения
фондам, а также качество и достаточность активов, остающихся в
реорганизуемом фонде. При этом с даты получения согласия
уполномоченного федерального органа на проведение реорганизации фонды
не вправе без отдельного согласования с уполномоченным федеральным
органом вносить изменения или смешивать указанные активы под страхом
отзыва согласия на проведение реорганизации.
Таким образом, ещё до проведения реорганизации происходит
разделение активов реорганизуемого фонда и фонда, возникающего в
процессе реорганизации, что, с одной стороны, дает возможность
уполномоченному федеральному органу оценить и согласовать
реорганизацию, и одновременно «зафиксировать» финансовое состояние
фондов на период реорганизации, то есть избежать возможных кардинальных
изменений финансовых условий, которые могли бы обесценить результаты
предварительной оценки реорганизации уполномоченным федеральным
органом.
Проектом также вносятся изменения в статью 60 Гражданского
Кодекса Российской Федерации, устанавливающую гарантии прав
кредиторов реорганизуемого юридического лица. Этими изменениями5
5
предусматривается, что особенности реорганизации фондов, в том числе,
специальные гарантии прав кредиторов фондов, определяются законами,
регулирующими деятельность фондов. В настоящее время аналогичное
правило об особенностях регулирования реорганизации закреплено в статье
60 Гражданского Кодекса Российской Федерации в отношении кредитных
организаций.
В части специальных гарантий прав кредиторов фонда, помимо
указанных выше, также следует отметить и следующие особенности.
Так, в случае реорганизации, кредитор фонда по обязательствам из
договора негосударственного пенсионного обеспечения вправе потребовать
досрочной выплаты ему выкупной суммы, которая ни при каких
обстоятельствах не может быть ниже совокупного размера внесенных
пенсионных взносов.
Кроме того, важнейшем элементом защиты прав кредиторов фондов
является предлагаемое законопроектом персональное письменное
уведомление всех кредиторов фонда о реорганизации, направляемое дважды:
первый раз – после принятия решения о реорганизации, и повторно – после
выдачи согласия уполномоченного федерального органа на ее проведение.
При этом персональные уведомления сопровождаются публикациями в
средствах массовой информации и сети Интернет обо всех существенных
решениях и событиях, связанных с проведением реорганизации. Такая форма
уведомлений гарантирует своевременное получение информации
кредиторами фонда, и соответственно, возможность реализации ими своих
прав и законных интересов в полном объеме.
Закрепленная в законопроекте система мер и ограничений, не
ограничивая волю фондов, участвующих в реорганизации, позволяет создать
прозрачные и стабильные условия ее проведения, препятствующие
злоупотреблению правом на реорганизацию, в том числе, недобросовестному
перераспределению имущества

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: