Пояснительная записка к Федеральному закону 181-ФЗ 28.06.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросу Байкальской природной территории»
Проект федерального закона подготовлен в целях гармонизации норм
Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»
(далее — Закон) с нормами законодательных актов, вступивших в силу после его
принятия.
В 2008 году в составе Российской Федерации образованы новые
субъекты Российской Федерации — Забайкальский край и Иркутская область,
в этой связи соответствующие изменения вносятся в Закон в целях приведения
наименований субъектов Российской Федерации в соответствие со статьей 65
Конституции Российской Федерации.
Статья 2 Закона требует дополнения в отношении установления
водоохранной зоны озера Байкал, поскольку в соответствии с пунктом 7
статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны
озера Байкал устанавливается Федеральным законом «Об охране озера Байкал».
Выделение водоохранной зоны озера Байкал осуществляется в целях
предотвращения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности
на состояние озера. Установление границ водоохранной зоны предлагается
возложить на Правительство Российской Федерации.
Одновременно потребуется внесение изменения в статью 65 Водного
кодекса Российской Федерации, согласно которому граница водоохранной
зоны озера Байкал будет установлена в соответствии с Федеральным законом
«Об охране озера Байкал».
В целях сохранения водных биологических ресурсов законопроект
вводит рыбоохранную зону озера Байкал, границы которой также будут
утверждаться Правительством Российской Федерации. Соответствующие
поправки вносятся в статью 48 Федерального закона от 20 декабря 2004 г.
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статья 6 Закона определяет виды деятельности, запрещенные или
ограниченные на Байкальской природной территории. В соответствии с
указанной статьей Закона запрещается строительство новых хозяйственных
объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов
без положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации таких объектов. В то же время, статьей 5 Закона определен
принцип обязательности государственной экологической экспертизы.2
input
В этой связи в статью 6 Закона следует внести изменения, касающиеся
необходимости проведения государственной экологической экспертизы
проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых
предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, в
качестве обязательной меры по защите уникальной экологической системы
озера Байкал. В связи с этим также необходимо внесение изменений в статью
11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», статью 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым
строительство и реконструкция объектов на Байкальской природной
территории возможно осуществлять только при наличии положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 11 Закона запрещает перевод земель лесного фонда в границах
центральной экологической зоны Байкальской природной территории, занятых
защитными лесами, в земли других категорий.
При образовании особо охраняемых природных территорий земельные
участки в их границах, в том числе земли, отнесенные к категории земель
лесного фонда, переводятся в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или
земельных участков в составе таких земель в случае организации особо
охраняемых природных территорий (за исключением земель лесного фонда, на
которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких
земель) разрешен в соответствии со статьей 11 Федерального закона от
21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из
одной категории в другую». Предлагается внести соответствующие дополнения
в статью 11.
Статья 17 Закона обязывает юридических лиц, осуществляющих
хозяйственную и иную деятельность на Байкальской природной территории
иметь экологические паспорта хозяйственных объектов.
Экологический паспорт территории разрабатывался на основании
постановления Совета Министров СССР от 14 февраля 1990 г. № 189
«Об обеспечении выполнения постановления «О неотложных мерах
экологического оздоровления страны».
Общие требования по ведению экологических паспортов
природопользователя установлены ГОСТом Р 17.0.0.06-2000. «Охрана
Природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения.
Типовые формы».
Согласно указанному ГОСТу экологический паспорт должен содержать
информацию об уровне использования природопользователем ресурсов3
input
(природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на
окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право
природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за
загрязнение окружающей природной среды и использование природных
ресурсов. Однако ведение экологических паспортов природопользователя не
является обязательным требованием к хозяйствующим субъектам и носит
рекомендательный характер.
Надо отметить, что каждое предприятие, использующее природные
ресурсы или оказывающее воздействие на природную среду, представляет в
специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации
в области охраны окружающей среды федеральную государственную
статистическую отчетность по формам 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз), 2-тп
(отходы) и др.
Таким образом, экологический паспорт природопользователя дублирует
сведения, приводимые в формах федерального государственного
статистического наблюдения за окружающей средой. Требование к ведению
экологических паспортов хозяйственных объектов может быть упразднено.
Согласно статье 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования
природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного
планирования мероприятий по снижению негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется
государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на
окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду
подлежат государственному статистическому учету, в связи с чем статья 17
Закона излагается законопроектом в новой редакции, согласно которой
объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Байкальской природной территории, подлежат государственному учету,
осуществляемому уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение
государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, является Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования (пункт 5.5.10. Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: