Пояснительная записка к Федеральному закону 182-ФЗ 23.06.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации»
В последнее время руководством страны неоднократно ставилась задача
по восстановлению отечественного опыта профилактики правонарушений и ее
правовому обеспечению.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая
2009 г. № 537, установлено, что главными направлениями государственной
политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности
на долгосрочную перспективу должны стать, в том числе совершенствование
нормативного правового регулирования предупреждения преступлений,
а также создание единой государственной системы профилактики
преступлений и иных правонарушений.
Целью представленного законопроекта является определение в рамочном
формате правовых основ формирования и функционирования системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации, объединяющей
действующие региональные системы профилактики правонарушений.
Предметом правового регулирования законопроекта выступают
отношения, отнесенные к сфере совместного ведения, которые имеют
существенную специфику в различных российских регионах. Вследствие этого
рамочный формат обусловлен тем, что федеральное законодательное
регулирование основ системы профилактики правонарушений ограничивается
лишь общими вопросами организации и функционирования данной системы,
так как детализация на федеральном уровне деятельности региональных
систем профилактики правонарушений нецелесообразна и недемократична.
Законопроектом предлагается урегулировать деятельность субъектов
профилактики правонарушений в целях организации и осуществления общей,
специальной и индивидуальной профилактики правонарушений, направленной
на выявление причин, порождающих правонарушения, и условий,
способствующих их совершению, осуществления мер по их устранению,
оказания позитивного профилактического воздействия на объекты
профилактики правонарушений.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют
региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой
модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной
МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации.
93111654
Их деятельность урегулирована более чем 130 законами субъектов Российской
Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на
основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.
В 2012 году профинансировано 4547 региональных и местных
программ профилактики правонарушений на общую сумму 17,5 млрд. рублей.
В I квартале 2013 г. на ресурсное обеспечение программ выделено —
3,31 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации и
1,47 млрд. руб. из местных бюджетов.
В программах профилактики правонарушений отражены важнейшие
направления превентивной деятельности с учетом местной специфики.
Основное внимание уделяется профилактике правонарушений
несовершеннолетних, ранее судимых лиц, граждан, занимающихся
бродяжничеством и попрошайничеством, подверженных наркотической
зависимости, алкоголизму, нуждающихся в социальной адаптации.
Сегодня практически завершен организационный этап формирования
системы профилактики правонарушений.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законы,
регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты ввиду
отсутствия федерального закона об основах системы профилактики
правонарушений, а в тех субъектах, где они приняты по инициативе
законодательных органов, — отсутствуют единообразие и системность
правового обеспечения профилактической деятельности.
В настоящее время отдельные законодательные акты, принятые на
федеральном уровне, содержат ряд положений о профилактике
правонарушений. Так, вопросы профилактической деятельности затрагиваются
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О полиции»,
«Об оперативно-розыскной деятельности», «О наркотических средствах и
психотропных веществах», «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
«О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии
терроризму», «О противодействии коррупции» и другими. Однако сугубо
профилактическую направленность носит только Пояснительная записка к Федеральному закону
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
При этом регулирование отношений в сфере противодействия тем или
иным видам преступлений определяет преимущественно порядок
93111654
осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или
уголовно-процессуальной, а не профилактической деятельности.
Отсутствие на федеральном уровне отдельного законодательного акта,
регулирующего вопросы организации системы профилактики
правонарушений, недооценка роли общественных сил в предупреждении
преступлений, утрата опоры на граждан — обуславливают недостаточный
уровень профилактики правонарушений.
Только единая, целенаправленная и скоординированная деятельность
всех ведомств и служб, задействованных в противодействии криминальным
угрозам, во взаимодействии с иными государственными органами, органами
местного самоуправления, предпринимательским сообществом и различными
институтами гражданского общества и гражданами может обеспечить
необходимое воздействие на складывающуюся криминогенную ситуацию в
стране и способствовать ее стабилизации. В решении этой задачи
значительную роль должно сыграть правовое обеспечение организации
системы профилактики правонарушений в Российской Федерации,
предусмотренное законопроектом.
Законопроектом предусматривается формирование единой системы
профилактики правонарушений, с разграничением полномочий органов
государственной власти и органов местного самоуправления в сфере
профилактики правонарушений в соответствии с действующим
законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной
власти.
Помимо уже осуществляемых правоохранительными органами и
специальными службами профилактических мероприятий, предлагаемая
федеральная система профилактики правонарушений будет направлена на
пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную,
психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном
положении, а также будет предусматривать активную деятельность различных
государственных органов по предупреждению правонарушений.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что
вопросы общественной безопасности, включающие в себя профилактическую
деятельность, находятся согласно статье 72 Конституции Российской
Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, но при этом в настоящее время законодательством
Российской Федерации фактически не регламентированы вопросы
разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере
93111654
профилактики правонарушений, а действующие региональные законы не
дополняют федеральные законы, осуществляют правовое регулирование по
соответствующему предмету совместного ведения в целом, необходимо
принятие федерального закона об основах системы профилактики
правонарушений.
Кроме того, многие инициативы субъектов Российской Федерации по
законодательному урегулированию своими нормативными правовыми актами
ряда вопросов профилактической работы сдерживаются отсутствием именно
федерального законодательства в области формирования системы
профилактики правонарушений.
При подготовке законопроекта учитывался опыт профилактики
правонарушений в субъектах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего
зарубежья.
Принятие представленного законопроекта позволит ликвидировать
разнородность в реализации этой важной функции государства на всех уровнях
системы профилактики правонарушений.
Реализация Федерального закона «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации» не потребует увеличения
численности существующих или образования новых структурных
подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также их
дополнительного финансирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: