Пояснительная записка к Федеральному закону 183-ФЗ 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового регулирования
государственной регистрации актов гражданского состояния
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования
государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом
проблем, возникающих в правоприменительной практике органов,
осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского
состояния.
Наряду с внесением изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее –
Пояснительная записка к Федеральному закону) законопроектом предлагается внесение взаимосвязанных
изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс
Российской Федерации.
1. Пункт 2 статьи 25 устанавливает обязанность супругов получить
свидетельство о расторжении брака в органе ЗАГС по месту жительства.
Вместе с тем, статьей 32 Федерального закона определено, что
государственная регистрация расторжения брака может производиться как по
месту жительства супругов (одного из супругов), так и по месту заключения
брака.
Предлагаемое дополнение пункта 2 статьи 25 Кодекса устраняет
несоответствие вышеуказанных норм.
2. Статьями 70 и 73 Кодекса установлен соответственно порядок
лишения и ограничения родительских прав.
При этом закреплена норма об обязанности суда в течение трех дней со
дня вступления в законную силу соответствующего решения направить
выписку из этого решения суда в орган ЗАГС по месту государственной
регистрации рождения ребенка.2
Статья 71 Кодекса предусматривает последствия лишения родительских
прав. В частности, родители, лишенные родительских прав, теряют все права,
основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были
лишены родительских прав, в том числе право на получение от него
содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные
пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Статья 74 Кодекса
указывает на последствия ограничения родительских прав.
В то же время Кодексом предусмотрены нормы о восстановлении в
родительских правах (статья 72) и отмене ограничения родительских прав
(статья 76), при реализации которых соответственно последствия,
предусмотренные статьями 71 и 74, автоматически снимаются.
При этом какого-либо сообщения о восстановлении в родительских
правах либо отмене ограничения родительских прав для суда не
предусмотрено, в этой связи предлагается предусмотреть соответствующее
информирование органов ЗАГС, дополнив статьи 72 и 76 Кодекса
необходимыми положениями.
3. С момента начала действия Федерального закона (20.11.1997) в
субъектах Российской Федерации сложилась различная правоприменительная
практика органов ЗАГС, в связи с чем возникает необходимость разъяснения
вопросов применения законодательства о государственной регистрации актов
гражданского состояния.
В целях установления единой правоприменительной практики и
обеспечения правильного применения законодательства об актах
гражданского состояния законопроектом предлагается дополнить пункт 4
статьи 4 Федерального закона, наделив уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое
регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского
состояния, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору
в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния,3
полномочием по разъяснению вопросов, касающихся применения
законодательства об актах гражданского состояния.
4. Законопроектом предлагается наделить органы ЗАГС правом выдачи
гражданам Российской Федерации документа, подтверждающего отсутствие
сведений о государственной регистрации заключения брака заявителя в
органе ЗАГС по месту жительства.
В связи с этим для урегулирования обозначенного вопроса
законопроектом предлагается дополнить статью 9 Федерального закона
необходимыми положениями.
5. Действующая редакция пункта первого статьи 9 предусматривает
выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта
гражданского состояния только в случае утраты ранее выданного документа.
Законопроектом расширяется перечень обстоятельств, при наличии
которых гражданин вправе обратиться в орган ЗАГС на предмет получения
повторного свидетельства или иного документа о государственной
регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 2 Федерального закона родителям ребенка предоставлено
право получения свидетельства о рождении ребенка только до достижения
им совершеннолетия. Предлагаемое законопроектом дополнение абзаца 4
закрепляет право родителей ребенка на получение справки, подтверждающей
факт рождения ребенка, по достижении ребенком совершеннолетия.
Дополнительным абзацем в пункте 2 в перечень лиц, которым
выдаются документы о государственной регистрации актов гражданского
состояния, включены также опекуны лиц, признанных недееспособными.
Практика реализации пункта 4 статьи 9 Федерального закона показала,
что при высылке повторного свидетельства о государственной регистрации
акта гражданского состояния или иных документов лицу, обратившемуся с
письменным запросом, по указанному им адресу, орган ЗАГС не имеет
возможности проверить, кто получает высланный документ, что не4
исключает ситуацию, когда документом может воспользоваться постороннее
лицо в корыстных или иных целях.
Новая редакция пункта 4 статьи 9 Федерального закона, предлагаемая
законопроектом, закрепляет фактически сложившуюся в настоящее время
практику, согласно которой повторный документ направляется в орган ЗАГС
по месту жительства (пребывания) заявителя и вручается ему при
предъявлении документа, удостоверяющего его личность.
6. Предлагаемая законопроектом редакция статьи 13 Федерального
закона (пункт 5 статьи 3 законопроекта) закрепляет полномочия по
проставлению апостиля на документах о государственной регистрации актов
гражданского состояния органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация
деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния
(данные полномочия на территории субъектов Российской Федерации
исполняют органы ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской
Федерации).
Вопрос о компетенции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (далее — органы ЗАГС исполнительной власти
субъектов Российской Федерации), уполномоченных на проставление
апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского
состояния, требует законодательного урегулирования.
Начиная с 1992 года, органы ЗАГС исполнительной власти субъектов
Российской Федерации проставляют апостиль на документах о
государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных
подведомственными органами, на основании письма Министерства юстиции
РСФСР от 17.03.1992 № 7-2/26.
Государства – участники Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.,
отменяющей требование легализации иностранных официальных
документов, уведомлены о компетенции органов ЗАГС исполнительной5
власти субъектов Российской Федерации нотой МИДа России
от 7 июля 2005 г. № 4091/1едн.
Законодательное закрепление за органами ЗАГС исполнительной
власти субъектов Российской Федерации данных полномочий не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета.
С 2005 года финансирование федеральных полномочий по
государственной регистрации актов гражданского состояния,
осуществляемых субъектами Российской Федерации, производится за счет
субвенций из федерального бюджета.
При распределении субвенций, ежегодно выделяемых субъекту
Российской Федерации из федерального бюджета, учитывается количество
документов о государственной регистрации актов гражданского состояния,
на которых органом ЗАГС исполнительной власти субъекта Российской
Федерации проставлен апостиль
7. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона
государственная регистрация рождения ребенка, достигшего
совершеннолетия, производится по заявлению самого ребенка.
Как показывает практика, лицо, достигшее совершеннолетия, не может
реализовать предоставленное данной нормой право, поскольку согласно
пункту 1 статьи 7 Федерального закона для составления записи акта
гражданского состояния должен быть предъявлен документ,
удостоверяющий личность заявителя. Как правило, вышеуказанное лицо не
имеет документа, удостоверяющего его личность, и вынуждено решать
вопрос о государственной регистрации своего рождения в судебном порядке.
Предлагаемая законопроектом (пункт 6 статьи 3 законопроекта)
редакция пункта 1 статьи 21 позволит производить государственную
регистрацию рождения лица, достигшего совершеннолетия, по заявлениям
иных лиц, имеющих документ, удостоверяющий личность.
8. В ряде случаев Федеральным законом установлена необходимость
нотариального удостоверения подписи лица, не имеющего возможности6
явиться в орган ЗАГС, на заявлениях о регистрации актов гражданского
состояния (пункт 2 статьи 26, пункт 3 статьи 33 и пункт 5 статьи 50
Федерального закона).
Как показала практика, лица, находящиеся под стражей или
отбывающие наказание в местах лишения свободы, не всегда могут оплатить
услуги нотариуса, поскольку размеры нотариальных тарифов, являющиеся в
настоящее время договорными, достаточно высоки.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить
вышеуказанные статьи Федерального закона положениями, позволяющими
начальникам соответствующих учреждений свидетельствовать на заявлениях
о государственной регистрации актов гражданского состояния подлинность
подписи лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в
местах лишения свободы (в случаях установленных Федеральным законом).
9. Предлагается дополнить пункт 2 статьи 29 Федерального закона
(пункт 9 статьи 3 законопроекта) нормой, обязывающей орган ЗАГС и
консульское учреждение сообщать о регистрации расторжения брака в орган
ЗАГС по месту регистрации заключения брака, что позволит оказать
гражданам помощь при получении свидетельства о расторжении брака.
10. Законопроектом предлагается изменить действующий в настоящее
время порядок хранения записей актов гражданского состояния
консульскими учреждениями в целях обеспечения сохранности актовых
записей. В настоящее время первые и вторые экземпляры хранятся вместе.
Законопроектом предлагается первые экземпляры актовых записей вместе с
документами, послужившими основанием для государственной регистрации
данных актов гражданского состояния, передавать в органы ЗАГС на
территории России по истечении календарного года, вторые экземпляры
актовых записей – ежемесячно (пункт 15 статьи 3 законопроекта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: