Пояснительная записка к Федеральному закону 184-ФЗ 28.06.2014

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении
изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об электронной подписи»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
«Об электронной подписи» (далее — законопроект) направлен на повышение
эффективности электронного документооборота при информационном
взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами.
Правовое регулирование электронного документооборота до 1 января 2012 года
осуществлялось Федеральным законом от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об
электронной цифровой подписи» (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону № 1-ФЗ).
Требования к сертификату ключа проверки электронной подписи для сети
доверенных удостоверяющих центров были установлены Федеральной налоговой
службой (ФНС России) приказом от 13 июня 2006 года № САЭ-3-27/346@ «Об
организации сети доверенных удостоверяющих центров», на основании требований
Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Таким
сертификатом предусматривалось в качестве обязательного поля указание
идентификационного номера налогоплательщика (далее – ИНН) физического лица.
С 1 июля 2013 года Пояснительная записка к Федеральному закону № 1-ФЗ утратил силу на основании
статьи 20 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной
подписи» (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону № 63-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 63-ФЗ предусмотрено несколько видов
электронной подписи, в зависимости от типа электронного взаимодействия, а также
требования к ним.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 63-ФЗ, в переходный
период квалифицированными признавались сертификаты, изготовленные как по
Федеральному закону № 1-ФЗ, так и по Федеральному закону № 63-ФЗ. Срок действия
сертификатов ключей проверки электронной подписи, выпущенных в соответствии с
Федеральным законом № 1-ФЗ, завершен 31 декабря 2013 года.
Сертификат ключа проверки электронной подписи физического лица в
соответствии со статьей 17 Федерального закона № 63-ФЗ в качестве идентификатора
физического лица использует страховой номер индивидуального лицевого счета (далее
– СНИЛС).
ФНС России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации на
постоянной основе проводит работу по идентификации налогоплательщиков по сверке
ИНН физических лиц и СНИЛС. По состоянию на сегодняшний день уровень
сопоставимости ИНН и СНИЛС достиг 92%.
Вместе с тем, использование СНИЛС при оказании государственных и
муниципальных услуг не заменяет и не отменяет требований законодательства о
налогах и сборах по учету налогоплательщиков при осуществлении функций
налогового администрирования.
Так, за 2013 год зарегистрировано 23 150 287 налоговых деклараций (расчетов),
иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и
бухгалтерской отчетности, направленных в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи, что требовало подтверждения в установленном
порядке факта их получения.
Также в ФНС России реализуется более 40 соглашений с потребителями и
поставщиками информации при выполнении государственных функций. Необходимо
отметить, что количество обращений органов государственной власти и органов2
местного самоуправления к web-сервисам ФНС России через систему
межведомственного электронного взаимодействия за 2013 год составило 22 280 723
обращения: из них региональные органы исполнительной власти направили 1 166 575
обращений, федеральные органы исполнительной власти – 21 114 148 обращений.
Следует отметить, что без принятия мер по включению ИНН физических лиц в
сертификат ключа проверки электронной подписи от ФНС России потребуются
существенные временные и финансовые затраты на модернизацию автоматизированной
информационной системы налоговых органов, перестройку рабочих процессов, в том
числе по обработке электронных документов и обеспечению информационного
взаимодействия в электронной форме, как при обеспечении исполнения требований
Налогового кодекса, так и при оказании государственных и муниципальных услуг, а
также внесению необходимых изменений в нормативную правовую базу.
Такая перестройка будет носить глобальный характер, не позволит в полной мере
сохранить инвестиции прошлых лет, вложенные в разработку информационной
системы, а также повлечет за собой дополнительные затраты налогоплательщиков,
связанные с обновлением программного обеспечения, применяемого при ведении
бухгалтерского и налогового учета, представлении отчетности в налоговые органы и
электронном взаимодействии.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 63-ФЗ предусмотрена возможность
не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи
физическое лицо, действующее от имени юридического лица, для автоматического
создания и (или) автоматической проверки электронной подписи при оказании
государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и
муниципальных функций. Однако, указанная подпись не относится к разряду
квалифицированных и, следовательно, юридическая значимость таких документов не
будет подтверждена.
Таким образом, Пояснительная записка к Федеральному закону № 63-ФЗ необходимо дополнить
положением о том, что к квалифицированной электронной подписи, используемой при
оказании государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и
муниципальных функций, не применяется требование пункта 2 части 3 статьи 5
Федерального закона № 63-ФЗ (электронная подпись позволяет определить лицо,
подписавшее электронный документ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: