Пояснительная записка к Федеральному закону 185-ФЗ 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении дополнений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации»
Необходимость внесения дополнений в Пояснительная записка к Федеральному закону от 25 июля
2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» № 115-ФЗ обусловлена следующим.
Важнейшей задачей миграционной политики Российской Федерации
является «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического развития, с учетом
необходимости их социальной адаптации и интеграции» (Концепция
демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351).
Основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию,
составляет молодежь из стран постсоветского пространства, прибывающая в
Российскую Федерацию в безвизовом порядке. Согласно оценкам экспертов,
большинство из них очень плохо знают русский язык
Как свидетельствует мировой и российский опыт, наличие в обществе
значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности
полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны
пребывания, что невозможно без знания языка, хотя бы на базовом уровне,
провоцирует известную напряженность в обществе и создает потенциальную
угрозу межнациональному согласию. Указанное особенно характерно для тех
сфер жизни общества, где имеют место непосредственные коммуникации
трудовых мигрантов и местного населения — сферах жилищно-коммунального
хозяйства, торговли и бытового обслуживания населения.2
Не случайно многие государства, принимающие мигрантов,
законодательно закрепили норму, обязывающую трудящихся-мигрантов
знать свой государственный язык (США, Германия, Австралия и др.). Такая
норма не является дискриминационной. Знание языка государства приема
является условием:
1) комфортного пребывания мигрантов в стране;
2) правовой грамотности мигранта и возможности защиты его прав;
3) полноценной социальной адаптации иностранного гражданина в
принявшем его обществе;
4) взаимопонимания мигрантов и местного населения, формирования
толерантности в их взаимоотношениях;
5) предотвращения возникновения этнических анклавов и, как
следствия напряженности;
6) социальной стабильности и безопасности принимающего общества.
Учитывая, что российское законодательство не предусматривает
обязательного знания русского языка трудовыми мигрантами,
намеревающимися работать в сферах жилищно-коммунального хозяйства,
торговли и бытового обслуживания населения представляется
целесообразным ввести норму, обязывающую иностранных граждан
предоставлять документ свидетельствующий о владении им русским языком.
К таким документам законопроект относит: документ государственного
образца о получении образования, выданный образовательным учреждением
на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.
или на территории Российской Федерации после 1 сентября 1991 г., и
сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому
языку (в объеме не ниже элементарного уровня владения русским языком),
выданный в установленном порядке. Этот порядок на сегодняшний день
установлен приказом Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. N 765 «Об
утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного
тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как3
иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением
(организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом,
которому Министерством образования и науки Российской Федерации
разрешено проведение такого тестирования». Зарегистрирован в Минюсте РФ
24 августа 2010 г. N 18228.
Иностранный гражданин, прибывший впервые в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о
выдаче ему разрешения на работу. Одновременно с заявлением иностранным
гражданином может представляться трудовой договор или гражданско-
правовой договор на выполнение работ. В том случае если этот договор
предусматривает что гражданин будет работать в сферах жилищно-
коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания населения, то
он предоставляет документ, свидетельствующий о владении им русским
языком.
В соответствии с действующим законодательством срок действия
разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть
продлен. Для продления срока действия разрешения на работу иностранный
гражданин представляет в территориальный орган федерального органа
исполнительной власти в сфере миграции пакет документов, который в
обязательном порядке включает трудовой договор или гражданско-правовой
договор на выполнение работ (оказание услуг).
Если этот договор предусматривает что гражданин будет работать в
сферах жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового
обслуживания населения, то он должен будет представить документ,
свидетельствующий о владении им русским языком.
В настоящее время при российских вузах и зарубежных
образовательных учреждениях создано уже более 160 центров, получивших
право проводить государственное тестирование иностранных граждан по4
русскому языку как иностранному (ТРКИ). Кроме того, имеется необходимая
база не только для проведения указанного тестирования, но и для обучения
русскому языку иностранных граждан.
В нашей стране в 2010 году сертификат о прохождении
государственного тестирования по русскому языку получили 3503
иностранных гражданина, в этот же период осуществляли трудовую
деятельность 1.247.000 иностранных граждан, прибывших в Российскую
Федерацию в безвизовом порядке.
Введение в законодательство требования о владении русским языком
(базовый уровень) иностранными работниками, прибывающими в Россию в
безвизовом порядке для осуществления трудовой деятельности в сферах
жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового
обслуживания населения, даст возможность:
* способствовать развитию российского образовательного пространства
как на территории России, так и в странах исхода мигрантов;
* содействовать популяризации русского языка на пространстве СНГ;
* оптимизировать процессы на российском рынке труда, освобождая
дополнительные рабочие места для граждан Российской Федерации;
* снизить опасность возникновения социальной напряженности в
обществе;
* оказать действенное влияние на формирование толерантности в
российском обществе;
— создать условия для эффективной защиты прав и законных интересов
данной категории трудовых мигрантов, обеспечить их безопасное
пребывание на территории страны;
— способствовать эффективной адаптации мигрантов к
социокультурным условиям российского общества, препятствуя
возникновению анклавов и сегрегации:
— значительно уменьшить вовлечение трудовых мигрантов в5
коррупционные схемы;
— создать условия для контролируемого пребывания данной категории
иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Реализация настоящего Федерального закона не повлечет
дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Осуществление
государственного тестирования по русскому языку значительного количества
иностранных граждан предполагает поступление дополнительных денежных
средств в государственный бюджет.
Внесение изменений в другие законодательные акты Российской
Федерации не потребуется

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: