Пояснительная записка к Федеральному закону 185-ФЗ 28.06.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону «О политических партиях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О политических партиях» (далее — законопроект) направлен
на обеспечение прозрачности финансирования политических партий в целях
реализации рекомендаций Группы государств против коррупции по итогам
третьего раунда оценки по теме «Прозрачность финансирования политических
партий».
Законопроект уточняет цели создания и деятельности объединения или
союза между политическими партиями и иными общественными
объединениями, устанавливая, что единственной целью деятельности такого
объединения может являться участие в выборах (в настоящее время — одной
из целей).
Пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ
«О политических партиях» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 95-ФЗ) установлена
предельная сумма пожертвований, полученных политической партией, в том
числе и ее региональными отделениями, от одного физического лица в размере
4 330 000 рублей. Вместе с тем установление вступительных и (или) членских
взносов, определение их размеров осуществляется политической партией
самостоятельно в порядке, предусмотренном ее уставом. В условиях
существующего правового регулирования членские и вступительные взносы
могут быть использованы для обхода ограничений, установленных
Федеральным законом № 95-ФЗ для пожертвований от одного физического
лица.
Законопроект ограничивает размеры членских, а также вступительного
взносов пределом максимально возможной суммы пожертвований от одного
физического лица. Указанное нововведение повысит прозрачность
финансирования политических партий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный
закон № 67-ФЗ) расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по
вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств2
input
соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в
установленном законом порядке.
Пунктом 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ установлен закрытый
перечень средств, за счет которых могут создаваться избирательные фонды
кандидатов и избирательных объединений, а именно за счет собственных
средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных
кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных
пожертвований граждан либо юридических лиц, а также средств, выделенных
кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной
комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
Средства избирательного объединения могут формироваться в том числе
и за счет займов и кредитов. Вместе с тем после проведения выборов кредиты,
предоставленные политическим партиям, и используемые ими для
формирования избирательных фондов, могут выплачиваться за счет средств
третьих лиц, что фактически является уклонением от исполнения требований
пункта 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ. Кроме того, задолженности
по выданным кредитам могут списываться кредиторами, либо условия
получения кредитов политическими партиями могут существенно отличаться
от рыночных и использоваться для обхода требований, установленных для
пожертвований политической партии.
В связи с изложенным законопроектом предлагается ограничить
максимально возможную сумму кредита (займа), получаемого политической
партией, пятикратным размером суммы ежегодных пожертвований от одного
юридического или физического лица, соответственно 43 300 000 рублей для
юридического лица и 4 330 000 рублей для физического лица.
Законопроект предусматривает сокращение срока размещения
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети общего пользования сводного
финансового отчета политической партии до 1 месяца со дня окончания
периода представления указанного отчета (в настоящее время — 2 месяца со дня
представления отчета), а также вводит аналогичную публикацию сведений о
поступлении и расходовании средств политической партии и ее региональных
отделений, в объеме, определяемом Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации. Предлагаемая норма направлена на повышение
прозрачности финансирования политических партий.
Законопроектом вводится обязанность проведения обязательного аудита
в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности политических партий в
следующих случаях:3
input
получение государственного финансирования;
получение в течение года пожертвований на сумму 60 и более миллионов
рублей;
осуществление расходов на сумму 60 и более миллионов рублей в
течение календарного года.
Обязательному аудиту подлежат бухгалтерская (финансовая) отчетность
организаций, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на
конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
(подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 307-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ
обязательный аудит проводится, если организация представляет сводную
бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 95-ФЗ
политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и
расходовании средств.
Таким образом, предлагаемые критерии отнесения политических партий
к субъектам, подлежащим обязательному аудиту, соответствуют требованиям,
установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ в
отношении других организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Введение независимой профессиональной аудиторской проверки,
осуществляемой на регулярной основе, будет способствовать
совершенствованию действующей системы контроля за финансовой
деятельностью политических партий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: