Пояснительная записка к Федеральному закону 186-ФЗ 02.07.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части проведения
экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных
полномочий органов государственного надзора при производстве
по делам об административных правонарушениях»
Разработка и внесение проекта федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных
полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об
административных правонарушениях» (далее — законопроект) в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
предусмотрено пунктом 53 Плана законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. №
2425-р.
Представленный законопроект разработан во исполнение пунктов 1 и 11
Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и
разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных
услуг, оказываемых Ростехнадзором, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 1371-р.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору, являясь уполномоченным органом в области промышленной
безопасности, наряду с другими функциями осуществляет функцию по
рассмотрению и утверждению заключений экспертизы промышленной
безопасности.
Данные полномочия прямо предусмотрены рядом нормативных
правовых актов.
Согласно пункту 5.2.2.8. Положения о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, на Ростехнадзор
возложены полномочия по определению порядка осуществления экспертизы
промышленной безопасности и требований к оформлению заключения данной
экспертизы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный
закон) экспертизе промышленной безопасности подлежат:2
22102698.doc
проектная документация на расширение, техническое перевооружение,
консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
технические устройства, применяемые на опасном производственном
объекте;
здания и сооружения на опасном производственном объекте;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе
проектной документации на расширение, техническое перевооружение,
консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона заключение
экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный
орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в
его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в
установленном порядке.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона
Госгортехнадзором утверждены соответствующие Положения
по проведению экспертиз промышленной безопасности по различным видам
надзора.
Кроме того, в настоящее время действует Положение о порядке
утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности
(РД-03-298-99), утвержденное постановлением Федерального горного и
промышленного надзора России от 14 июля 1999 г. № 51.
Однако, анализ деятельности, проведенный Ростехнадзором
в 2009 — 2010 годах показал, что функция по рассмотрению и утверждению
заключения экспертизы промышленной безопасности является для
Ростехнадзора избыточной и служит источником дополнительных финансовых
расходов для бизнеса, а так же является необоснованным административным
барьером и, как следствие, может быть основой для коррупционной
составляющей в деятельности контрольно-надзорного органа.
В целях мониторинга состояния промышленной безопасности и износа
оборудования, а так же для учета деятельности экспертных организаций и
возможности привлечения их к ответственности в случае недобросовестного
выполнения экспертных работ на Ростехнадзор предлагается возложить
обязанность по учету и ведению реестра экспертиз промышленной
безопасности без оценки их содержания. В целях законодательного
установления правового статуса эксперта в области промышленной
безопасности законопроектом предусматривается внесение соответствующих
изменений в статьи 1 и 13 Федерального закона и определяющие права и
обязанности таких лиц.3
22102698.doc
В рамках исполнения названных поручений законопроектом также
предусматривается введение понятия «эксперт в области промышленной
безопасности», установление специальной административной (новая часть 1.1
статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях) и уголовной (новая статья 217
2 Уголовного кодекса
Российской Федерации) ответственности за дачу экспертом в области
промышленной безопасности заведомо ложных заключений.
Законопроектом предусмотрено внесение поправок в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, направленных на
оптимизацию деятельности органов Ростехнадзора в рамках осуществления
контрольно-надзорных полномочий и устранение правовых коллизий между
различными положениями названного Кодекса (поправки в статьи 23.30
и 23.31).
Законопроектом предусматривается привлечение экспертов в области
промышленной безопасности к административной ответственности как
должностных лиц (поправка в статью 2.4), что обусловлено повышенной
общественной опасностью деятельности таких лиц и неэффективностью
привлечения их к ответственности в статусе общего субъекта.
Изменения в часть 1 статьи 4.5 направлены на увеличение срока давности
привлечения к административной ответственности по делам об
административных правонарушениях в области безопасности
гидротехнических сооружений, градостроительной деятельности с 2 месяцев
до 1 года. В то же время законопроектом предусматриваются изменения в
статью 28.7, направленные на установление возможности проведения по
перечисленным категориям дел об административных правонарушениях
административного расследования. Необходимость внесения данных поправок
подтверждена практикой органов Ростехнадзора.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на уточнение
процедуры обжалования решений по делам об административных
правонарушениях, по которым в качестве санкции может быть применено
административное приостановление деятельности или конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения, в части
установления возможности обжалования таких решений в случае нарушения
судом первой инстанции норм материального права.
Замена процедуры утверждения заключений экспертизы промышленной
безопасности на процедуру учета таких заключений с обязательным ведением
реестра заключений, а также применение новой статьи Кодекса Российской4
22102698.doc
Федерации об административных правонарушениях будет осуществляться
Ростехнадзором в пределах имеющейся штатной численности и не потребует
дополнительных расходов бюджета Российской Федерации. Ведение реестра
заключений экспертизы промышленной безопасности (в том числе в
электронной форме) будет осуществляться в пределах бюджетных средств,
предоставленных Ростехнадзору в рамках реализации имеющихся программ
информатизации.
Введение в Уголовный кодекс Российской Федерации новых составов
преступлений не потребует увеличения штатной численности и иных расходов
бюджетных средств Следственного комитета Российской Федерации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: