Пояснительная записка к Федеральному закону 189-ФЗ 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 93
4
Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 93
4
Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее —
законопроект) подготовлен в целях реализации Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 20-П
(далее — Постановление) по делу о проверке конституционности положений
пункта 4 статьи 93
4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6
статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и
приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи
116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с
запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о
конституционности пункта 4 статьи 93
4 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее — Бюджетный кодекс), согласно которому исковая давность,
установленная гражданским законодательством, не распространяется на
требования по денежным обязательствам перед Российской Федерацией,
Постановлением предписал федеральному законодателю установить
конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности,
предусмотренного пунктом 4 статьи 93
4 Бюджетного кодекса и статьей 116
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации закрепление в законе чрезмерно длительных сроков
исковой давности в отношении возврата средств, полученных (пусть даже на
льготных условиях) из государственного бюджета, означает возможность
взыскания задолженности по таким гражданско-правовым сделкам в течение,
по существу, не ограниченного конкретными рамками срока, следовательно,
создает неопределенность в правовом положении получателей этих денежных
средств, что, в свою очередь, влечет неоправданное ограничение их
имущественных прав, нарушение баланса публичных и частных интересов и в2
22042761.doc
результате — нарушение конституционно-правового режима стабильности
условий хозяйствования.
Закрепление в законе чрезмерно длительных сроков исковой давности
неизбежно приведет к возникновению процессуальных трудностей,
обусловленных, в том числе утратой ответчиком доказательств.
В этой связи законопроект предусматривает установление пятилетнего
срока исковой давности по требованиям Российской Федерации: в связи с
предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных
денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых
иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд),
включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей,
предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе
требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков; в связи с
предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией
государственных гарантий Российской Федерации; по обязательствам целевого
финансирования юридических лиц, условием предоставления которого
являлась передача акций в собственность Российской Федерации; из договоров
и иных сделок об обеспечении исполнения указанных обязательств.
Кроме того, в целях реализации Постановления требуется установить
конкретный временной предел срока исковой давности по требованиям,
возникшим как до 1 января 2007 г. (в случае если по ним не истек срок исковой
давности), так и по требованиям, возникшим в период с 1 января 2007 г. до
момента вступления в силу предусмотренных законопроектом поправок в
статью 93
4 Бюджетного кодекса.
В этой связи статьей 2 законопроекта предлагается установить, что срок
исковой давности в пять лет применяется к требованиям, возникшим до
вступления в силу предусмотренных законопроектом поправок в статью 93
4
Бюджетного кодекса, и по которым к указанному моменту не истек срок
исковой давности.
Одновременно с введением нормы, предусмотренной статьей 2
законопроекта, необходимо признать утратившим силу абзац второй части 6
статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования
бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным
законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов
Российской Федерации», исходя из действующей редакции которого
неограниченный срок исковой давности, установленный пунктом 4 статьи 93
4
Бюджетного кодекса, применяется к исковым требованиям, право на3
22042761.doc
предъявление которых возникло до 1 января 2008 г., а также пункт 3 статьи 8
Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов».
Соответствующие положения, носящие технический характер,
предусмотрены статьей 3 законопроекта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: