Пояснительная записка к Федеральному закону 194-ФЗ 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях и
Пояснительная записка к Федеральному закону от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого
за административное правонарушение»
Основная цель проекта федерального закона «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и
Пояснительная записка к Федеральному закону от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за
административное правонарушение» (далее — законопроект) состоит в
устранении пробела в законодательстве Российской Федерации, выявившегося
в результате анализа правоприменительной практики, и приведении в
соответствие норм Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — КоАП) с нормами валютного законодательства
Российской Федерации.
Целью Федерального закона «О валютном регулировании и валютном
контроле» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону) является обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты
Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка
Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной
экономики и международного экономического сотрудничества.
Для обеспечения выполнения резидентами и нерезидентами требований
Федерального закона и принятых в случаях, предусмотренных Федеральным
законом, актов органов валютного регулирования статьей 15.25 КоАП
установлены основания привлечения к административной ответственности
резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые
предусмотрена статьей 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния
(действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение
норм права, установленных валютным законодательством Российской
Федерации и актами органов валютного регулирования.
В части 1 статьи 15.25 КоАП установлена административная
ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть2
20101348.doc
осуществление валютных операций, запрещенных валютным
законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных
операций с невыполнением установленных требований об использовании
специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или)
зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со
специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного
требования о резервировании.
Анализ судебной практики в сфере исполнения законодательства
Российской Федерации об административных правонарушениях показал, что в
настоящее время в нормативном правовом регулировании применения
административной ответственности за нарушение валютного законодательства
Российской Федерации имеются положения, вызывающие возникновение
различных подходов к квалификации противоправных деяний (действий или
бездействия) лиц (субъектов), осуществляемых в нарушение валютного
законодательства Российской Федерации, что осложняет
правоприменительную деятельность органа валютного контроля, его
территориальных органов, агентов валютного контроля, а также судов при
рассмотрении ими административных дел в сфере обжалования решений о
привлечении к административной ответственности за нарушение валютного
законодательства Российской Федерации.
Судебная практика и мнение органов прокуратуры указывают на
невозможность привлечения в целом ряде случаев к административной
ответственности при нарушении положений валютного законодательства
Российской Федерации.
Трудности с применением мер административной ответственности за
неисполнение требований валютного законодательства Российской Федерации
касаются, в частности, таких вопросов, как:
получение от нерезидентов денежных средств наличным расчетом в
качестве платы за передачу товара, выполнение работ, оказание услуг;
расчеты при осуществлении валютной операции между резидентом и
нерезидентом без использования банковского счета;
купля-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки;
осуществление сделки по займу между резидентом и нерезидентом в
иностранной валюте, минуя счета в уполномоченном банке;
вывоз с территории Российской Федерации наличной иностранной
валюты или валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 тыс.
долларов США (в части уточнения предмета правонарушения).3
20101348.doc
За 2009 год Росфиннадзором получено (от Банка России, ФТС России,
ФНС России) около 2 тысяч сообщений о деяниях, представляющих
нарушения валютного законодательства Российской Федерации, но не
подпадающих в настоящее время под действие части 1 статьи 15.25 КоАП.
В силу того, что административное производство по таким случаям не
ведется, точных сведений о количественном соотношении составов нарушений
не имеется.
Таким образом, трудности с применением мер административной
ответственности за неисполнение требований валютного законодательства
Российской Федерации касаются в первую очередь таких составов
правонарушений, как купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе
дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной
валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций,
расчеты по которым проведены, минуя счета в уполномоченных банках или
счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством
Российской Федерации; вывоз из Российской Федерации наличной
иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в части,
превышающей разрешенную к вывозу сумму; осуществление валютных
операций, расчеты по которым проведены за счет средств, зачисленных на
счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством
Российской.
Законопроект предусматривает уточнение перечня противоправных,
виновных деяний (действий или бездействия) граждан, должностных лиц и
юридических лиц, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП, таким
образом, что несоблюдение требований валютного законодательства при
осуществлении вышеперечисленных операций образуют четко
сформулированные составы правонарушений, что обеспечит эффективную
правоприменительную практику при осуществлении валютного контроля.
В соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 26 Федерального закона
статьи 7 и 8, которыми были предусмотрены возможность и случаи
установления Правительством Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации требования о резервировании и об использовании
специального счета, действовали до 1 июля 2006 г. и до 1 января 2007 г.
(соответственно). В этой связи законопроектом предлагается уточнить часть 1
статьи 15.25 КоАП, исключив ответственность за нарушение установленного
порядка использования специального счета и (или) резервирования, а также4
20101348.doc
исключить из пункта 2 части 1 и части 3 статьи 3.5 КоАП упоминание суммы
денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг,
списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования
о резервировании, относительно которой предусматривается установление
размера административного штрафа.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации» утратила силу часть 5 статьи 15 Федерального закона,
предусматривающая установление Правительством Российской Федерации по
согласованию с Банком России порядка ввоза и пересылки в Российскую
Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, на
основе которой была предусмотрена часть 7 статьи 15.25 КоАП.
В настоящее время валютным законодательством Российской Федерации
не предусмотрено установление в форме акта органа валютного регулирования,
порядка вывоза наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской
Федерации физическими лицами.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона установлено, что физические
лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из
Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту
Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США
или не превышающей этой суммы.
Таким образом, единственным ограничением на вывоз наличной валюты
Российской Федерации является размер вывозимых резидентами и
нерезидентами наличных денежных средств.
Законопроектом предусматривается уточнение перечня незаконных
валютных операций, установленного частью 1 статьи 15.25 КоАП, касающееся
ответственности за нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона, путем
определения административного правонарушения, которым является «вывоз из
Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты
Российской Федерации в части, превышающей разрешенную к вывозу сумму».
В этой связи в целях исключения возникающих в практике применения
административной ответственности за нарушение статьи 15 Федерального
закона по части 7 статьи 15.25 КоАП законопроектом предусматривается
признание ее утратившей силу, а также абзаца четвертого пункта 316 статьи 1
Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за5
20101348.doc
административное правонарушение», которым внесены изменения в указанную
часть.
Поскольку законопроектом устанавливается административная
ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее
применение было не предусмотрено, то законопроектом предусматривается,
что настоящий Пояснительная записка к Федеральному закону вступает в силу по истечении 90 дней со
дня его официального опубликования, что необходимо для ознакомления с его
содержанием граждан, должностных лиц и юридических лиц, должностных
лиц органа валютного контроля и должностных лиц агентов валютного
контроля, уполномоченных составлять протоколы по делам об
административных правонарушениях, судей, а также при необходимости для
приведения в соответствие с ним соответствующих нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях и
Пояснительная записка к Федеральному закону от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за
административное правонарушение» устранит имеющиеся пробелы в
нормативном правовом регулировании применения административной
ответственности за нарушения валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования, что, в свою очередь,
позволит государству осуществлять полноценный контроль за соблюдением
резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской
Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: