Пояснительная записка к Федеральному закону 20-ФКЗ 29.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона «О внесении
изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города
федерального значения Севастополя»
Проект федерального конституционного закона «О внесении
изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города
федерального значения Севастополя» подготовлен в целях обеспечения
правовой интеграции хозяйствующих субъектов Республики Крым и города
федерального значения Севастополя в правовое пространство Российской
Федерации, а также в целях обеспечения бесперебойного функционирования
экономики Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта
2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики
Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 6-
ФКЗ) разрешительные документы (лицензии) действуют на территориях
Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее —
Крым и Севастополь) без ограничения срока их действия и какого-либо
подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации,
государственных органов Крыма или государственных органов Севастополя,
если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Между тем наличие указанных документов означает лишь допуск
хозяйствующего субъекта к осуществлению соответствующей деятельности.
При этом остаются нерешенными вопросы о предмете проведения в
дальнейшем проверок деятельности лиц, имеющих такие документы, в том
числе о возможности приостановления или прекращения действие таких
документов в случае нарушения установленных требований, а также об определении требований, подлежащих проверке: установленных российским
законодательством или ранее действовавшим на территории Крыма и
Севастополя законодательством Украины.
Следует также отметить, что законодательство Российской Федерации
не предусматривает возможность осуществления контроля за соблюдением
требований, установленных законодательством иностранного государства.
Обеспечение действия предоставленных органами власти Украины
разрешительных документов осложняется несоответствием законодательства
Российской Федерации и Украины, включая несоответствие наименований
видов деятельности, требований, предъявляемых к их осуществлению, а
также различием методов государственного регулирования в аналогичных
сферах деятельности, что исключает возможность осуществления контроля
за соблюдением установленных требований, направленных на обеспечение
безопасности их осуществления.
В целях решения обозначенных проблем, которые могут возникнуть
после 1 января 2015 года — даты окончания переходного периода,
определенного Законом № 6-ФКЗ, рассматриваемым законопроектом
предлагается, по сути, продлить до 1 июня 2015 года срок получения
хозяйствующими субъектами Крыма и Севастополя лицензий в соответствии
с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности». При этом предусматривается право
Правительства Российской Федерации определить лицензируемые виды
деятельности, которые могут осуществляться без лицензии, но при условии
уведомления хозяйствующим субъектом уполномоченного органа власти и
соблюдения установленных этим органом более мягких по сравнению с
ранее действовавшим законодательством Украины лицензионных
требований.
Помимо лицензий более мягкой формой доступа хозяйствующих
субъектов к осуществлению предпринимательской деятельности выступает
институт уведомительного порядка начала осуществления деятельности, при котором хозяйствующему субъекту не требуется проходить длительную и
затратную процедуру получения лицензии, — достаточно уведомить
уполномоченный орган власти о начале осуществления деятельности (из
числа видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом от 26
декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294)).
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Российской
Федерации основано на принципе плановости проведения проверок. План
проведения проверок формируется на основании имеющейся у контрольных
органов информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих свою
деятельность на определенной территории. Уведомления о начале
осуществления указанных в Законе №294-ФЗ видов деятельности являются
одним из источников получения такой информации. В то же время ранее
действовавшее на территории Крыма законодательство Украины не
предусматривало уведомительного порядка начала осуществления некоторых
видов предпринимательской деятельности, что осложняет процесс получения
информации о таких хозяйствующих субъектах и создает трудности при
формировании планов проверок хозяйствующих субъектов.
Кроме того, существует правовая неопределенность в части
распространения данного уведомительного порядка на деятельность
хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя, которые уже осуществляют
виды деятельности, подпадающие под уведомительный порядок.
В целях решения обозначенной проблемы рассматриваемым
законопроектом предлагается обязать хозяйствующие субъекты Крыма,
которые уже осуществляют в Крыму виды деятельности, подпадающие под
уведомительный порядок начала осуществления деятельности, до 1 июня
2015 года подать соответствующие уведомление об этом в уполномоченный
орган власти. При этом в целях обеспечения плавного включения хозяйствующих
субъектов Крыма и Севастополя в российскую систему контрольно-
надзорной деятельности, законопроектом предлагается ввести до 1 января
2018 года мораторий на плановые проверки хозяйствующих субъектов,
осуществляющих деятельность в наименее рисковых для общества и
государства областях — там, где плановые проверки проводятся, по общему
правилу, один раз в три года.
При этом в целях обеспечения формирования плана проверок в
отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность
в сферах где установлена возможность проведения плановых проверок два и
более раза в три года (здравоохранение, образование, социальная сфера и др.)
законопроектом предлагается установить, что такие планы формируются на
2015 год до 15 июня 2015 года,
Учитывая, что указанные хозяйствующие субъекты впервые
охватываются российской системой организации проверок, а также в целях
обеспечения оперативности формирования планов проверок, предлагается
предусмотреть, что формирование таких планов не требует согласования с
органами прокуратуры.
Принятие законопроекта позволит осуществить эффективную и
постепенную интеграцию хозяйствующих субъектов Республики Крым и
города федерального значения Севастополя в правовое пространство России,
защитить права хозяйствующих субъектов в рамках вступления в
российскую систему лицензионного и контрольно-надзорного
регулирования, а также обеспечить бесперебойное функционирование
экономики Республики Крым и города федерального значения Севастополя в
составе единого экономического пространства Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: