Пояснительная записка к Федеральному закону 20-ФЗ 15.02.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования вопросов прохождения военной службы»
Проект федерального закона предполагает внесение некоторых
изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской
обязанности и военной службе» и Пояснительная записка к Федеральному закону от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Основой законопроекта является совершенствование основных
принципов построения и функционирования системы государственной службы
Российской Федерации.
Целью законопроекта является повышение ответственности
военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в период
прохождения военной службы или военных сборов.
Предметом правового регулирования законопроекта являются
отношения, возникающие при прохождении военной службы.
Статья 1 содержит изменения, вносимые в Пояснительная записка к Федеральному закону
«О воинской обязанности и военной службе» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону).
Пунктом 1 вносится юридико-техническая правка в статью 36
Федерального закона.
С учетом специфики деятельности ряда органов, связанной с
осуществлением контрразведывательной, разведывательной и оперативно-
розыскной деятельности, отдельные военнослужащие могут исполнять
должностные обязанности только в гражданской одежде.
Однако в соответствии со статьей 39 Федерального закона
военнослужащие вправе не носить военную форму одежды лишь вне
расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске, а
руководителям соответствующего федерального органа исполнительной
власти, в котором Законом предусмотрена военная служба, предоставлено
право определять только правила ношения военной формы одежды.
В целях урегулирования данного вопроса пунктом 2 включено
положение о наделении руководителей федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, правом определять случаи и
порядок ношения военнослужащими гражданской одежды при исполнении
должностных обязанностей.
Пунктом 3 вносятся изменения в статью 47 по нормативному
закреплению условий присвоения воинского звания в зависимости от таких
показателей служебной деятельности военнослужащего, как воинская
25042515.doc дисциплина и соблюдение требований к служебному поведению
антикоррупционного законодательства.
Пунктом 4 вносятся изменения, направленные на устранение
внутреннего противоречия норм, содержащихся в Федеральном законе.
В настоящее время основания увольнения с военной службы в связи с
утратой доверия содержатся в пункте 1 статьи 51, согласно которому
военнослужащий «подлежит увольнению» с военной службы. При этом,
соответствующий командир (начальник) при установлении в действиях
подчиненного военнослужащего коррупционных правонарушений,
перечисленных в подпунктах «д1» и «д2» пункта 1 статьи 51 (далее —
правонарушения), обязан принять решение об увольнении виновного, и лишен
права выбрать иные меры его ответственности.
В то же время пунктами 3 и З
1 статьи 511
, установлен алгоритм работы
командира (начальника), предшествующий принятию решения о применении
взыскания за вышеуказанные правонарушения, в том числе и возможность
объявления выговора.
В этой связи в правоприменительной практике возникает вопрос, обязан
ли командир (начальник) при наличии обстоятельств, смягчающих
ответственность военнослужащего, совершившего правонарушение, уволить
его с военной службы в связи с утратой доверия или может ограничиться
мерами дисциплинарного воздействия.
Кроме того, согласно статье 511 к взысканиям за правонарушения
относится также увольнение в связи с нарушением запретов, ограничений и
обязанностей, связанных с прохождением военной службы. Данное основание
увольнения предусмотрено пунктом 2 статьи 51, согласно которому
военнослужащий «может быть уволен» с военной службы. Таким образом, для
двух взысканий, применяемых к военнослужащим за правонарушения одного
характера (коррупционного), законодателем установлены разные условия
применения. Исключив из пункта 1 статьи 51 основания увольнения,
1 2 предусмотренные подпунктами «д «, «д » и включив их в пункт 2 названной
статьи законопроект устраняет противоречия, касающиеся вопросов
увольнения военнослужащих по данным основаниям.
Пунктом 5 вносятся юридико-технические правки в статью 511
.
Статья 2 содержит изменения, вносимые в пункт 2 статьи 285
Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Под фактическим основанием дисциплинарной ответственности
понимается дисциплинарный проступок, т.е. такое правонарушение, которое
состоит в виновном действии (бездействии), выражающемся в нарушении
воинской дисциплины.
25042515.doc Дисциплинарный проступок военнослужащего (гражданина, призванного
на военные сборы) (далее — воинский дисциплинарный проступок) является
отражением реальной действительности и обладает различными признаками.
Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы,
при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана
в порядке, определенном Федеральным законом «О статусе военнослужащих»,
Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по
материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к
военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного
ареста», Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам ответственности военнослужащих», и установлена решением
командира на основании проведенного административного (служебного)
расследования или разбирательства или вступившим в законную силу
постановлением судьи военного суда.
Командир, рассматривающий материалы обстоятельств, учитываемые
при назначении дисциплинарного взыскания, обязан установить не только
формальное сходство содеянного с признаками того или иного вида
правонарушения (грубого дисциплинарного проступка), но и решить вопрос о
значимости наступивших последствий. Критерием оценки опасности деяния
должна быть степень выраженности юридических признаков в содеянном.
Анализ фактических обстоятельств дела и сравнение их с признаками грубого
дисциплинарного проступка, предусмотренного законом, позволят более
объективно установить ответственность военнослужащего.
С этой целью предлагается расширить перечень грубых дисциплинарных
проступков, учитываемых при назначении командиром (начальником)
дисциплинарного взыскания.
Механизм реализации закона определяется указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в
которых законом предусмотрена военная служба.
Данный законопроект относится к сфере действия конституционного
законодательства и направлен на реализацию части третьей статьи 19, части
третьей статьи 37 и статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта окажет позитивное влияние на
реализацию основных принципов построения и функционирования системы
государственной службы Российской Федерации и не потребует
дополнительных расходов средств федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: