Пояснительная записка к Федеральному закону 203-ФЗ 10.07.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по проекту Федерального закона мО ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Куба об урегулировании задолженности Республики Куба перед
Российской Федерацией по кредитам, предоставленным
в период бывшего СССР»
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Куба об урегулировании задолженности
Республики Куба перед Российской Федерацией по кредитам,
предоставленным в период бывшего СССР (далее — Соглашение), подписано во
исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 октября
2013 г. № 1929-р.
В результате активного кредитно-финансового сотрудничества бывшего
СССР с Кубой Российская Федерация на текущем этапе является крупнейшим
кредитором Республики. По состоянию на 25 октября 2013 г. (дата подписания
Соглашения) общая сумма финансовых обязательств Республики Куба перед
Российской Федерацией составляла эквивалент 35,2 млрд. долларов США.
Задолженность Кубы включает в себя обязательства кубинской стороны
по государственным, финансовым, банковским и коммерческим кредитам (вся
задолженность является просроченной), а также заблокированные остатки
средств на депозитных и клиринговых счетах, выраженные в советских и
переводных рублях, клиринговых долларах США, евро, швейцарских франках
и кубинских песо.
Вопрос урегулирования задолженности Кубы перед Российской
Федерацией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР,
оставался нерешенным на протяжении более 20 лет. В ходе консультаций с
кубинской стороной были приняты во внимание и учтены в итоговых
договоренностях особенности финансовых, а также политических и
экономических отношений, сложившихся между Россией и Кубой.
При разработке Соглашения принимались во внимание следующие
обстоятельства.
Куба не поддерживает отношений с международными финансовыми
институтами и не является участником международных программ
распространения статистических данных. Несмотря на неоднократные запросы
российской стороны, кубинская сторона так и не представила
макроэкономические данные, необходимые для адекватной оценки
платежеспособности дебитора. В этой связи, оценки платежных возможностей
24062270.doc Кубы как крайне ограниченных, основываются на данных, полученных из
открытых источников, а также с учетом того, что Республика является одним
из крупных реципиентов международной гуманитарной помощи.
Кубинская сторона прекратила выполнять свои обязательства по
возврату советских кредитов в 1991 году. Начиная с 1998 года должник
выдвигал встречные финансовые претензии к России, прямо увязываемые с
потерями и убытками из-за разрыва торгово-экономических отношений с
бывшим СССР (так называемая «Белая книга»), в том числе прекращением
финансирования российско-кубинских проектов, таких как строительство на
территории Республики Куба никелевого завода «Лас Камариокас»,
нефтеперерабатывающего завода «Эрманос Диас» и др. Встречные требования
к России оценивались Кубой в сумме порядка 36 млрд. долларов США.
Несмотря на то, что такой подход не подкреплен какими-либо
юридическими документами и экономическими обоснованиями, до последнего
времени позиция кубинской стороны сводилась к тому, что вопрос
урегулирования долга по советским кредитам может рассматриваться только с
учетом упомянутых встречных финансовых претензий Кубы к России.
Соглашением предусмотрен зачет только документально
подтвержденных встречных финансовых обязательств бывшего СССР и его
организаций перед Кубой, сумма которых составила эквивалент 0,2 млн.
долларов США.
При разработке механизма определения итоговой суммы задолженности
Кубы применены принципы, заложенные в Меморандуме от 17 сентября
1997 г. о взаимопонимании о присоединении Российской Федерации к
Парижскому клубу в качестве полноправного члена-кредитора. Речь идет о
применении, прежде всего, курсов пересчета задолженности Кубы,
выраженной в советских и переводных рублях, а также первоначальной (70%)
и дополнительной (20%) скидки. Первая из них прямо вытекает из
Меморандума, вторая отражает минимальный уровень долгового облегчения,
«гарантированный» Кубе, как беднейшей стране, в случае ее прихода в
Парижский клуб.
Соглашением зафиксированы следующие договоренности:
урегулируемая сумма задолженности Кубы определяется с учетом
обоснованных и взаимосогласованных (выверенных) встречных финансовых
обязательств Республики Куба и бывшего СССР;
сумма долга пересчитывается в доллары США по курсу 0,6 советского
рубля за 1 долл. США и 1 переводной рубль за 1 долл. США;
24062270.doc к итоговому сальдо взаимных финансовых обязательств,
складывающемуся в пользу России, применяется скидка в размере 90%
(31,7 млрд. долл. США);
оставшиеся 10% суммы обязательств (3,5 млрд. долл. США) погашаются
кубинской стороной в течение 10 лет равными полугодовыми платежами путем
зачисления средств в долларах США на специальный счет, открываемый
Внешэкономбанком в Национальном банке Кубы и имеющий ограниченный
режим использования;
средства, аккумулированные на указанном счете, будут направляться
исключительно на финансирование инвестиционных проектов на территории
Кубы, а также проектов в сфере содействия развитию Республики Куба,
совместно отобранных в соответствии с Планом экономического и
социального развития и согласованных сторонами.
Соглашение вступает в силу с даты получения последнего из письменных
уведомлений о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных
процедур.
Проект Соглашения предусматривает реструктуризацию задолженности
Кубы по ранее предоставленным кредитам и в соответствии со статьей 127
Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит ратификации
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Соглашение не содержит положений иных, чем предусмотренные
законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: