Пояснительная записка к Федеральному закону 208-ФЗ 01.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 175
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и
статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации»
В части третьей статьи 175 «Порядок обращения с ходатайством об
освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой
части наказания более мягким видом наказания» УИК РФ предусматривается,
что в отношении положительно характеризующегося осужденного, которому
неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом
наказания, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд
представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания. О праве осужденного непосредственно самому обращаться в суд
по данному вопросу не говорится.
Согласно пункту 2 части первой статьи 399 «Порядок разрешения
вопросов, связанных с исполнением приговора» УПК РФ право осужденному
непосредственно самому обращаться в суд с ходатайством о рассмотрении
этих вопросов не предусмотрено. Согласно пункту 5 части первой статьи 399
УПК РФ суд вправе рассматривать эти вопросы по представлению
администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.
В то же время, положение пункта 2 части первой статьи 399 в его
конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющего свою
силу Постановления Конституционного Суда РФ от 26.11.2002
№ 16-П, не препятствует осужденному обращаться в суд с ходатайством о
замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и
предполагает обязанность суда рассмотреть такое ходатайство по существу в
установленном законом порядке (Определение Конституционного Суда РФ от
20.10.2005 № 388-О).
Кроме того, положение пункта 2 части первой статьи 399 в его
конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющего свою2
input 04.10.16
силу Постановления Конституционного Суда РФ от 26.11.2002
№ 16-П, не препятствует осужденному так же обращаться в суд с
ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, назначенного
по приговору суда, и предполагает обязанность суда рассмотреть данное
ходатайство по существу (Определение Конституционного суда РФ от
18.11.2004 № 363-О).
Несмотря на толкование Конституционным Судом Российской
Федерации вышеназванных норм официальный текст пункта 2 части первой
статьи 399 УПК РФ и части третьей статьи 175 УИК РФ не изменен и
предусматривает рассмотрение судом вышеперечисленных вопросов
исключительно по представлениям администрации учреждения или органа,
исполняющего наказание, что создает порою благоприятные условия для
злоупотребления властью отдельными недобросовестными сотрудниками
уголовно-исполнительной системы.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 175
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» приводит данное
законодательством в соответствие с положениями постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2002 г. № 16-П,
определений от 18.11.2004 г. № 363-O и от 20.10.2005 г. № 388-О.
Законопроект наименование статьи 175 УПК РФ излагает в новой
редакции «Порядок обращения с ходатайством и направления представления
об освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части
наказания более мягким видом наказания и об изменении вида
исправительного учреждения».
Законопроект предусматривает, что осужденный, которому неотбытая
часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания или
изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный
представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой
части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида3
input 04.10.16
исправительного учреждения. Это ходатайство осужденный подает через
администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
В законопроекте также уточняется право администрации учреждения
или органа, исполняющего наказание, в соответствии с частью четвертой
статьи 113 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению
свободы» УИК РФ представлять положительно характеризующих осужденных
к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или в
соответствии с частью второй статьи 78 УИК РФ к изменению вида
исправительного учреждения.
В связи с этими изменениями в статью 175 УИК РФ вносятся
соответствующие поправки в статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации.
Предложенные Правительством Российской Федерации и
Государственно-правовым управлением Президента Российской
Федерации замечания по данному законопроекту в ходе его доработки
учтены, за исключением предложения о наделении администрации
учреждения или органа, исполняющего наказание, правом направлять в
суд представление об условно-досрочном освобождении осужденного от
отбывания наказания. Такое право администрация учреждения или
органа, исполняющего наказание, ранее до 2003 года имела. Однако
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, проект
которого был внесен Президентом Российской Федерации, это положение
с учетом вышеназванного постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 26 ноября 2002 года № 16-П было исключено
и правом ходатайствовать об условно-досрочном освобождении был
наделен непосредственно осужденный (часть первая статьи 175 УИК РФ).
В этих условиях полагали бы необходимым дополнительно обсудить
данный вопрос после принятия законопроекта Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.4
input 04.10.16
Предлагаемые изменения в Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации направлены на закрепление предусмотренных частью третьей
статьи 50 Конституции Российской Федерации прав каждого осужденного за
преступление просить о смягчении наказания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: