Пояснительная записка к Федеральному закону 220-ФЗ 03.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О создании и упразднении
некоторых районных (городских) судов Мурманской области»
Проект федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных
(городских) судов Мурманской области» разработан в соответствии со статьей 17
Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации» и статьями 3, 32 и 33 Федерального
конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФЗК «О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации».
Принятие предлагаемого федерального закона позволит привести судебную
систему Мурманской области в соответствие с действующим федеральным
законодательством.
На территории закрытого административно-территориального образования
Североморск Мурманской области действует Североморский городской суд со
штатной численностью 9 судей.
Среднемесячная нагрузка на судью за период 2010-2011 годы составила: по
уголовным делам — 6,2 дела, по гражданским делам — 42 дела.
В закрытом административно-территориальном образовании город Островной
Мурманской области действует Островной городской суд, штатную численность
которого составляет один судья.
Среднемесячная нагрузка на судью за указанный период выражается по
уголовным делам — 0,6 дела, по гражданским делам — 10,8 дела, причем следует
отметить, что как гражданские, так и уголовные дела, рассматриваемые судьей
Островного городского суда, особой сложностью и значительным объемом не
отличаются.
Юрисдикция вновь создаваемого Североморского районного суда Мурманской
области распространяется на территории закрытых административно-
территориальных образований город Североморск и город Островной в границах,
существующих на момент вступления в силу данного федерального закона.
Численность населения по состоянию на 2012 год в ЗАТО г.Североморск
составляет 67 269 человек, в ЗАТО г.Островной — 2 194 человека. Фактически в ЗАТО
г.Островной проживает меньшее количество населения, так как промышленное
производство отсутствует, объекты Минобороны сокращены (изначально был
построен как поселок подводников).
Закрытое административно-территориальное образование город Островной
Мурманской области, по данным Отдела сводной и территориальной статистики, был
образован в 1957 году как поселок Гремиха и с 1963 года входил в состав
Североморского городского Совета народных депутатов.
С 1 января 2001 года поселок Гремиха преобразован в ЗАТО г.Островной.
ЗАТО г.Островной расположен на побережье Баренцева моря в северо-восточной
части Кольского полуострова, на расстоянии 360 км от г.Мурманска.
Специфической особенностью географического расположения ЗАТО г.Островной
является то, что единственный путь сообщения — море, автомобильного, воздушного
или железнодорожного сообщения нет.2
Пассажирские перевозки осуществляются морским теплоходом «Клавдия
Еланская» с периодичностью 1 раз в неделю.
Принимая во внимание нагрузку Североморского городского суда, специфику
дел, рассматриваемых обоими судами, близкое расположение от морских портов,
вопросы юрисдикции Островного городского суда необходимо передать именно вновь
создаваемому Североморскому районному суду.
В настоящее время в ЗАТО г.Островной живет и работает один федеральный
судья, а также весь необходимый аппарат федерального суда.
При создании постоянного судебного присутствия в ЗАТО г.Островной, в случае
выезда судьи в отпуск, по болезни, отсутствия по другим причинам, федеральные
судьи ЗАТО Североморск реально смогут обеспечить надлежащее отправление
правосудия, и право на доступ к правосудию гражданам проживающим в ЗАТО
г.Островной нарушено не будет, появится возможность равномерного распределения
дел между судьями.
В настоящее время на территории Мурманской области также действуют
Кольский районный и Заозерский городской суды, штатная численность судей в
которых соответственно составляет в Кольском — 14 федеральных судей, в
Заозерском — 1 федеральный судья.
Среднемесячная нагрузка на федерального судью в Кольском районном суде за
период 2010-2011 годов составила по уголовным делам 3,9 дела, по гражданским
делам — 43,2 дела.
Среднемесячная нагрузка на судью в Заозерском городском суде составляет за
указанный период по уголовным делам 1,4 дела, по гражданским делам — 28,2 дела,
причем следует отметить, что как гражданские, так и уголовные дела,
рассматриваемые судьей в Заозерском городском суде, особой сложностью и
значительным объемом не отличаются.
Географическое расположение Кольского района и ЗАТО г.Заозерск Мурманской
области выгодно способствует их объединению: Кольский район по северу
непосредственно граничит с ЗАТО г.Заозерск, имеется постоянное автомобильное
сообщение, расстояние между г.Кола и г.Заозерск — 114 км.
В связи с приведением в соответствие со статьей 17 Федерального
конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» необходимо
упразднить Заозерский городской суд и передать относящиеся к его ведению вопросы
осуществления правосудия в юрисдикцию Кольского районного суда Мурманской
области.
Целесообразность принятия данного законопроекта обусловлена соблюдением
конституционных прав граждан на судебную защиту, так как в период длительного
отсутствия судьи (отпуск, болезнь, переназначение и т.д.) его обязанности, а также
дела, подлежащие рассмотрению, будут равномерно перераспределяться между
судьями укрупненного районного суда.
Анализ нагрузки судей указанных районных (городских) судов и перспективы
роста населения районов свидетельствуют о том, что вводить дополнительные
единицы судей в них нет необходимости.
Применительно к требованиям закона, позволяющим создавать районные суды
в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные)
границы территории нескольких районов или иных соответствующих им
административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, выход из
сложившейся ситуации возможен путем упразднения Островного городского и
Заозерского городского судов Мурманской области с передачей относящихся к их
ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно
Североморского районного суда Мурманской области и Кольского районного суда
Мурманской области.3
Предложенное проектом «объединение» малосоставных районных (городских)
судов и небольших по численности населения судебных районов (с последующим на
основании этого перераспределением штатной численности судей) позволит устранить
существующую неравномерность распределения нагрузки на судей районных судов, а
также равномерно распределять дела между судьями укрупненного районного суда.
В настоящее время перераспределить должности судей с целью установления
равномерной их нагрузки не представляется возможным.
В случае принятия законопроекта предлагается перераспределить штатную
численность судей районных судов с целью обеспечения равномерной их нагрузки.
Территориальное размещение и границы судебных районов не изменятся. В
упраздненных судах сотрудники аппарата остаются на месте, в тех же помещениях
судов.
Упразднение вышеуказанных судов с одновременной передачей вопросов,
отнесенных к их ведению, в юрисдикцию других судов Мурманской области не
повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не
повлечет изменения границ судебных районов.
Предлагаемые в проекте федерального закона границы территориальной
юрисдикции районных судов позволят более равномерно распределить нагрузку по
рассмотрению дел на федеральных судей и стабильно обеспечить реальный доступ
граждан к правосудию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: