Пояснительная записка к Федеральному закону 220-ФЗ 23.06.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части применения электронных документов в деятельности
органов судебной власти)
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» разработан Минюстом России
совместно с Минкомсвязью России, Минэкономразвития России и иными
заинтересованными органами и организациями во исполнение пункта 4 Плана
мероприятий «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 11 июня 2013 г. № 953-р.
Предлагаемый проект федерального закона направлен на
совершенствование правового регулирования применения электронного
документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а
также на обеспечение возможности использования электронных документов в
качестве доказательств в суде.
Проблема применения электронных документов является особенно
актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия
электронной подписи для унифицированного оказания государственных
(муниципальных) услуг, осуществления государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля в электронном виде и обеспечения электронного
взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов
предварительного расследования, прокуратуры, нотариата, а также
формирования единого информационного пространства судов и нотариата.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЭ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате внесены
изменения, наделяющие нотариусов правом совершать нотариальные действия
в электронном виде, в том числе передавать документы в электронной форме
физическим и юридическим лицам, а также удостоверять тождественность
электронного документа и документа на бумажном носителе.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки
законопроекта, который наряду с положениями, содержащимися в ранее
принятых законодательных актах и сохраняющими свою актуальность,
включал бы в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в
совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную
систему электронного документооборота.
241205d7.doc
На основании изложенного законопроектом предлагается внести
изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации,
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ, АПК РФ,
ГПК РФ соответственно) в части установления особенностей применения
электронных документов.
Законопроектом предлагается дополнить часть 6 «Бланки
процессуальных документов» Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации нормами, обеспечивающими возможность использования
электронных документов при осуществлении уголовного судопроизводства.
Так, глава 56 дополнена новой статьей 4741 «Порядок использования
электронных документов в уголовном судопроизводстве».
Указанная статья предоставляет участникам уголовного
судопроизводства право направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы,
представления и прилагаемые к ним документы в виде электронного документа
посредством заполнения электронной формы документа, размещенной на
официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», и подписания этого электронного документа лицом, направившим
такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Судебное решение (за исключением решения, содержащего сведения,
составляющие государственную тайну) может быть изготовлено в виде
электронного документа, который подписывается судьей усиленной
квалифицированной электронной подписью. В случае, если дело
рассматривалось судом коллегиально, судебное решение подписывается
усиленными квалифицированными электронными подписями всех судей,
участвовавших в рассмотрении дела.
По ходатайству участника уголовного судопроизводства экземпляр
судебного решения в электронной форме может быть направлен ему с
использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В АПК РФ и ГПК РФ законопроектом предлагается внести изменения,
предоставляющие право участвующим в деле лицам направлять
представления, заявления, жалобы и иные предусмотренные данными
кодексами документы в суд в виде электронных документов, в том числе
посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте
соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
В настоящее время статьей 75 АПК РФ установлено, что к письменным
доказательствам относятся документы, выполненные в форме цифровой,
241205d7.doc
графической записи или иным способом, позволяющим установить
достоверность документа. Если копии документов представлены в
арбитражный суд в электронном виде, суд может потребовать представления
оригиналов этих документов.
Аналогичные положения предусматриваются статьей 71 ГПК РФ. Часть
вторая статьи 84 УПК РФ определяет, что документы могут содержать
сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут
относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные
носители информации, полученные, истребованные или представленные в
порядке, установленном статьей 86 УПК РФ.
В целях использования в уголовном, гражданском и арбитражном
судопроизводстве документов, созданных исключительно в электронном виде
и не имеющих копий на бумажных носителях, законопроектом предлагается
определить, что письменное доказательство может быть представлено в суд в
виде электронного документа, подписанного электронной подписью в
соответствии с требованиями законодательства об электронной подписи.
Законопроектом предлагается установить, что требования к техническим
и программным средствам, используемым при изготовлении процессуальных
решений и (или) иных процессуальных документов в виде электронных
документов и их подписании с применением усиленной квалифицированной
электронной подписи, а также требования к использованию информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» для направления таких электронных
документов определяются в порядке, установленном в пределах своих
полномочий Верховным Судом Российской Федерации и Судебным
департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
При этом следует отметить, что положения законопроекта
применительно к судам общей юрисдикции носят диспозитивный характер и
не обязывают суды Российской Федерации применять электронный
документооборот, а предоставляют возможность взаимодействия в
электронном виде с участниками процесса при наличии для этого в суде
технической возможности.
В Пояснительная записка к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
законопроектом предлагается внести изменения в части возможности
направления запроса и ответа на запрос в электронном виде.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону от 6 апреля 2011г. № 63-Ф3 «Об электронной
подписи» в части возможности подписания одной электронной подписью
241205d7.doc
нескольких связанных между собой электронных документов (пакета
электронных документов).
Реализация законопроекта потребует оснащения федеральных и мировых
судей средствами электронной подписи, модернизации специального
программного обеспечения ГАС «Правосудие» и подключения судебных
участков мировых судей к ГАС «Правосудие».
Указанные работы планируется завершить до конца 2015 года.
В связи с этим срок вступления в силу будущего федерального закона
предлагается установить с 1 января 2016 г.
Положения законопроекта носят диспозитивный характер. В
законопроекте предусмотрено условие о наличии в суде технической
возможности применения электронных документов.
В связи с изложенным дополнительных затрат федерального бюджета
для реализации положений законопроекта в части применения электронных
документов в деятельности органов судебной власти не потребуется.
Принятие данного федерального закона позволит устранить
существующие в настоящее время пробелы правового регулирования на
начальном этапе и позволит перейти к следующему этапу совершенствования
законодательства в указанной сфере общественных правоотношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: