Пояснительная записка к Федеральному закону 227-ФЗ 03.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации»
Проект федерального закона «О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации» подготовлен в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», согласно которому прожиточный минимум1 определяется на
основании потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в
пять лет, а также в связи с истечением в 2012 году срока действия
потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 8 декабря
2010 г. № 332-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской
Федерации в 2011 — 2012 годах» в составе и объемах, предусмотренных
Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской
корзине в целом по Российской Федерации».
На основании Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых
веществах для различных групп населения Российской Федерации,
утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека 18 декабря 2008 г., а также с учетом
изменений, произошедших в последние годы в фактическом потреблении
продуктов питания малоимущего населения, в предлагаемом законопроекте
актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской
корзине.
Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается
увеличить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за
счет:
увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов
потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц,
овощей и фруктов;
снижения норм потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу
растительному, маргарину и другим жирам.
Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается
увеличить в следующих размерах (приложение 1):
1 Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни
населения, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а
также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на
федеральном уровне.2
22051101.doc
мясопродуктов для трудоспособного населения — на 57,5%,
для пенсионеров — на 71,4%, для детей — на 30,6%;
рыбопродуктов для трудоспособного населения — на 15,6%,
для пенсионеров — на 6,7%, для детей — на 32,9%;
молокопродуктов для трудоспособного населения — на 21,7%,
пенсионеров — на 17,8%, детей — на 10,9%;
яиц для трудоспособного населения — на 5%, для пенсионеров — на 11,1%,
для детей — на 4,1%;
овощей и бахчевых для трудоспособного населения — на 18,1%,
для пенсионеров — на 6,5%, для детей — на 3,5%;
фруктов свежих для трудоспособного населения — в 2,6 раза, пенсионеров
— в 2 раза, детей — в 2,3 раза.
Предлагается снизить нормы потребления хлебопродуктов (на 5,4% для
трудоспособного населения, на 5,3% для пенсионеров, на 7,6% для детей);
картофеля (на 6,7% для трудоспособного населения, на 18% для детей); масла
растительного, маргарина и других жиров (на 20,3% для трудоспособного
населения, на 9,1% для пенсионеров, на 50% для детей).
Минимальный набор продуктов питания является усредненной моделью
питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии.
Энергетическая ценность продуктов питания в среднем на одного человека в
сутки составляет для трудоспособного населения 2487 ккал, для пенсионеров —
2100 ккал, для детей — 2012 ккал, что соответствует разработанным
специалистами в области питания нормам физиологической потребности в
пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой
физической активности, детей и пенсионеров.
Предлагаемый набор продуктов питания позволит повысить качество
продуктовой части потребительской корзины и приблизить ее к нормам
здорового питания.
Непродовольственные товары, поименованные в действующей
потребительской корзине, предлагается устанавливать не в натуральных
показателях, а в относительных (в процентах от стоимости продуктов питания).
Применение такого порядка определения непродовольственных товаров
является обоснованным, поскольку доля расходов на непродовольственные
товары в потребительских расходах домохозяйств с располагаемыми
ресурсами ниже величины прожиточного минимума за период с 2000 г.
(со времени применения потребительской корзины) по 2010 г. составляет
стабильную величину (24 — 25,5%).3
22051101.doc
Кроме того, следует учитывать, что в потреблении населения произошли
изменения, обусловленные расширением доступности дешевых товаров
массового спроса, а также значительной региональной дифференциацией
непродовольственных товаров на потребительском рынке.
В этих условиях законодательное установление на федеральном уровне
детализированных норм потребления непродовольственных товаров является
избыточным.
Услуги также предлагается устанавливать в относительных показателях
(в процентах от стоимости продуктов питания). Это позволит устранить
нарастающее несоответствие потребительской корзины фактическим расходам
данных домохозяйств. Так, в стоимости потребительской корзины в 2008 —
2010 годах доля расходов на услуги составила 38,3 — 41,7% (в 2000 г. 19%).
В то же время в фактических потребительских расходах домохозяйств с
располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума по
данным Росстата услуги занимали 25,2 — 26,8% (в 2000 г. 14%) (приложение 2).
Причиной столь значительных расхождений является то обстоятельство,
что в действующей потребительской корзине установлены завышенные нормы
жилищно-коммунальных услуг, не учитывающие реальный уровень
обеспеченности жильем малообеспеченных граждан, структуру и
благоустройство жилого фонда. Норма жилья в потребительской корзине,
ориентированной на малоимущего человека, — 18 кв. м — близка к среднему
показателю по Российской Федерации (21,5 кв. м). Нормы по отоплению,
водоснабжению и водоотведению, газоснабжению в корзине
предусматриваются для всего населения, в то время как отопление имеет лишь
81% жилого фонда (в том числе в сельской местности — 55%), горячее
водоснабжение — 64% (в том числе в сельской местности — 23%), газоснабжение
— 70%.
С учетом фактических соотношений расходов на непродовольственные
товары и услуги с расходами на продукты питания предлагается
непродовольственные товары определять в размере 50% от стоимости
продуктов питания, услуги — также в размере 50% от стоимости продуктов
питания.
Предложенная законопроектом актуализированная потребительская
корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах в среднем за 2011
год) больше, чем действующая, для трудоспособного населения —
на 200 рублей или на 3,2%, пенсионеров — на 411 рублей или на 8,2%, детей —
на 250 рублей или на 4,1 процента (приложение 3).4
22051101.doc
В указанных расчетах использовались доли численности основных
социально-демографических групп населения в общей численности населения
по состоянию на 1 января 2010 года, в том числе трудоспособного населения —
62,3%, пенсионеров — 21,6%, детей — 16,1%.
Вступление в силу проекта федерального закона «О потребительской
корзине в целом по Российской Федерации» предусматривается с 1 января 2013
года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: