Пояснительная записка к Федеральному закону 230-ФЗ 03.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О контроле за соответствием
расходов лиц, замещающих государственные должности,
и иных лиц их доходам»
В Российской Федерации последовательно наращиваются
усилия по противодействию коррупции.
С 2010 года определенные категории лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, должности
государственной службы и должности в государственных
корпорациях, представляют сведения о своих доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруг (супругов) и
несовершеннолетних детей.
В 2011 году принят Пояснительная записка к Федеральному закону, в соответствии с
которым обязанность представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается
на лиц, замещающих должности в фондах и иных организациях,
созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов, а также на отдельные категории работников, замещающих
должности на основании трудового договора в организациях,
создаваемых для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами.
Само по себе представление таких сведений дисциплинирует
государственных служащих и работников и является действенной
мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью
антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь
при установлении контроля над источниками средств, на которые
приобретается имущество (контроль за расходами).
В свою очередь, контроль над источниками средств возможен
лишь при наличии определенной базы данных об имуществе.
Поэтому на первом этапе реализации государственной
антикоррупционной политики предусматривалась ответственность
лишь за непредставление сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера.
Представленные за 2009 — 2011 годы сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера образуют2
базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу
реализации государственной антикоррупционной политики — этапу
контроля за расходами.
В связи с этим в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря
2011 г. высказана идея о введении контроля за расходами
определенных категорий лиц в тех случаях, когда расходы этих лиц
по приобретению земельных участков, других объектов
недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей
участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)
явно не соответствуют их доходам.
В целях реализации указанного положения Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации подготовлены проекты федерального закона
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам», федерального
конституционного закона «О внесении изменений в статью 10
Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации» и федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле
за соответствием расходов лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам».
В соответствии с указанными проектами лица, замещающие
государственные должности Российской Федерации,
государственные должности субъектов Российской Федерации,
муниципальные должности, должности федеральной
государственной службы, государственной службы субъектов
Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные
должности в организациях, созданных для реализации
государственных функций (государственные корпорации,
пенсионные фонды и другие), обязаны представлять сведения о
своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и
несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных
участков, других объектов недвижимости, транспортных средств,
ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных)
капиталах организаций), а также сведения об источниках
получения расходуемых средств.3
Сведения о доходах лица и его супруги по их основному месту
службы (работы) размещаются на официальных сайтах
государственных и муниципальных органов, а также организаций,
созданных для реализации государственных функций.
Проектами определяется порядок осуществления контроля за
расходами лиц, замещающих (занимающих) одну из должностей,
указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, а также его супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей.
По решению Президента Российской Федерации, Председателя
Правительства Российской Федерации либо должностного лица,
определяемого Президентом Российской Федерации, осуществление
контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из
должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, а также
его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может быть
поручено Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Проектом устанавливается, что при выявлении в ходе
осуществления контроля за расходами обстоятельств,
свидетельствующих о несоответствии расходов указанного лица, его
супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам,
материалы, полученные в результате контроля, представляются в
правоохранительные органы согласно их компетенции и в
обязательном порядке в органы прокуратуры Российской Федерации.
При получении таких материалов Генеральный прокурор Российской
Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской
Федерации, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход
государства земельных участков, иных объектов недвижимости,
транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в
уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении
которых не представлено сведений, подтверждающих их
приобретение на законные доходы.
Для реализации данного положения пункт 2 статьи 235
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
дополняется нормой, согласно которой имущество, в отношении
которого не представлено в соответствии с законодательством о
противодействии коррупции доказательств его приобретения на
законные доходы, обращается по решению суда в доход
Российской Федерации.4
Предусмотренные проектами меры не повлекут увеличения
штатной численности подразделений кадровых служб
государственных органов по профилактике коррупционных и иных
правонарушений, согласуются с Национальной стратегией
противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, соответствуют
требованиям международных конвенций об установлении
ответственности за незаконное обогащение. И самое главное —
позволят существенно уменьшить экономическую привлекательность
коррупционного поведения и тем самым реально повысить
эффективность антикоррупционного механизма

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: