Пояснительная записка к Федеральному закону 234-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Специального
административного района Гонконг Китайской Народной Республики об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему»
Соглашение между Правительством Российской Ф едерации и
Правительством Специального административного района Гонконг Китайской
Народной Республики (далее — Договаривающиеся стороны) об избежании
двойного налогообложения и предотвращ ении уклонения от налогообложения
в отношении налогов на доходы и Протокол к нему (далее — Соглашение и
Протокол к нему) подготовлены во исполнение поручения Президента
Российской Ф едерации от 30 августа 2014 г. № Пр-2088 и поручения
Заместителя Председателя Правительства Российской Ф едерации
А.В.Дворковича от 9 сентября 2014 г. № АД-П13-6795 о повышении
эффективности привлечения финансирования на азиатских финансовых
рынках.
При заключении Соглашения российская сторона основывалась на
Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными
государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2010 г. № 84. Стороны также руководствовались типовыми моделями,
рекомендованными Организацией экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Целью Соглашения и Протокола к нему является обеспечение условий,
при которых юридические и физические лица каждой из Договаривающихся
Сторон не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в
своей Стороне и Стороне-партнере. Решение этого вопроса способствует
обоюдному привлечению инвестиций и обеспечивает условия для устранения
двойного налогообложения юридических и физических лиц.
Основными положениями Соглашения и Протокола к нему являются
следующие:
Сфера применения Соглашения
Ввиду отсутствия в Гонконге налога на имущество Соглашение
распространяется только на налоги на доходы (включая доходы от отчуждения
9604301 i.doc
2
имущества) лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание,
место управления, место регистрации в России или в Гонконге, хотя среди
гонконгских налогов поименован налог на имущество, который на самом деле
взимается не с имущ ества как такового, а с доходов от его использования.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение прибыли от
предпринимательской деятельности лица одной Договаривающейся Стороны
производится в другой Договаривающейся Стороне, если такое лицо
осуществляет деятельность в этой другой Стороне через расположенное в ней
постоянное представительство. При этом прибыль этого предприятия может
облагаться налогом в этой другой Стороне только в той части, которая
относится к этому постоянному представительству.
Кроме того, термин «постоянное представительство» включает
строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект
или надзорную деятельность, связанную с ними, если указанная площадка,
объект или деятельность существуют более 12 месяцев, а в отношении
оказания услуг — если такие услуги оказываются в течение периода или
периодов времени, превышающ их 183 дня в любом 12-месячном периоде,
начинающемся или заканчивающ емся в соответствующем налоговом периоде.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в той
Стороне, где такое имущество фактически находится.
Налогообложение прибыли от морских и воздушных перевозок
Прибыль, полученная предприятием Доваривающейся Стороны от
эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках,
подлежит налогообложению только в этой Стороне.
Налогообложение дивидендов
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одной
Стороны, резиденту другой Стороны, могут облагаться налогом в этой другой
Стороне.
9604301 l.doc
3
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в
Договаривающейся Стороне, резидентом которой является компания,
выплачивающая дивиденды, но если получатель, имеющий фактическое право
на дивиденды, является резидентом другой Договаривающейся Стороны, то
взимаемый таким образом налог не должен превышать:
a) 5 процентов общ ей суммы дивидендов, если лицом, имеющим
фактическое право на них, является компания (не являющаяся товариществом),
которая прямо владеет не менее чем 15 процентами капитала компании,
выплачивающей дивиденды;
b) 10 процентов общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Вместе с тем дивиденды освобождаются от налогообложения в той
Договаривающейся Стороне, в которой они возникают, если они
выплачиваются:
a) применительно к Гонконгу: Правительству Гонконга, Валютному
Управлению Гонконга, Валютному Фонду, а также любому образованию,
которое полностью или в основном принадлежит Правительству Гонконга и в
отношении которого имеется договоренность между компетентными органами
двух Договаривающихся Сторон;
b) применительно к России: Правительству Российской Федерации,
Центральному банку Российской Федерации, а также любому образованию,
которое полностью или в основном принадлежит Правительству Российской
Ф едерации и в отношении которого имеется договоренность между
компетентными органами двух Договаривающихся Сторон.
Налогообложение процентов
Исключительное право взимать налоги с дохода в виде процентов
предоставляется Договаривающейся Стороне, резидентом которой является
получатель процентов. Таким образом, проценты, выплачиваемые
российскими заемщиками гонконгским банкам, освобождаются от
налогообложения в Российской Федерации, что является главным условием
заключения Соглашения в соответствии с вышеуказанными поручениями
Президента Российской Ф едерации и Правительства Российской Федерации.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одной Стороне и
выплачиваемые резиденту другой Стороны, могут облагаться налогом в этой
другой Стороне.
9604301 l.doc
4
Однако такие доходы могут также облагаться налогом в той Стороне, в
которой они возникают, но если их фактический получатель является
резидентом другой Стороны, то взимаемый налог не должен превышать
3 процентов общей суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Низкая ставка налога в данном случае способствует привлечению в
Россию из Гонконга передовых технологий.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов
физических лиц, аналогичный принятому в международной практике.
Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той Стороне,
в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов
экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных
служащих, пенсионеров и студентов.
М еры противодействия злоупотреблениям
Соглашение содержит положения о том, что Договаривающиеся Стороны
не ограничены в своем праве применять национальное законодательство и
меры, противодействующие уклонению от налогообложения.
Обмен информацией
Соглашение и Протокол к нему регулируют вопросы обмена
информацией между компетентными органами Договаривающихся Сторон.
В соответствии с современными требованиями международного
сотрудничества в налоговой области Соглашение содержит ряд положений,
которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена
налоговой информацией между налоговыми органами России и Г онконга.
Соглашение содержит положения, не позволяющие отказать в
предоставлении запрошенной информации только на основании отсутствия
заинтересованности в такой информации у запрашиваемой Стороны для
собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой
информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные
держатели, агенты, доверительные управляющ ие или если такая информация
касается имущественных интересов применительно к каким-либо лицам.
96043011.doc
5
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации.
Соглашение регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений
налогоплательщиков и разреш ения споров в случае, когда действия одной
или обеих Договаривающихся Сторон приводят или приведут к его
налогообложению не в соответствии с положениями заключенного
Соглашения.
Соглашение определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального
закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской
Федерации» Соглашение и Протокол к нему подлежат ратификации, поскольку
содержат правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации, относительно налогообложения дивидендов,
процентов, доходов от авторских прав и лицензий, прибыли от международных
перевозок, полученных юридическими и физическими лицами
Договаривающихся Сторон, а также оказания содействия во взыскании
налогов.
Реализация Соглашения и Протокола к нему не потребует
дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение
российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую
информацию от аналогичных гонконгских органов может привести к
выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в
соответствующие бюджеты.
Положения Соглашения и Протокола к нему, проекты постановления
Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации
не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров
Российской Федерации.
Реализация Соглашения и Протокола к нему не окажет влияния на
реализацию государственных программ Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: