Пояснительная записка к Федеральному закону 236-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О публично-правовых компаниях
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 3 поручения
Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. № РД-П7-4309,
данного во исполнение подпункта»б» пункта 1 поручения Президента
Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1793, а также в соответствии с
пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации
государственных корпораций и государственной компании «Автодор» (далее —
План-график), утвержденного Председателем Правительства Российской
Федерации 29 декабря 2010 г. № 6793п-13.
Законопроектом предполагаются введение в законодательство
Российской Федерации организационно-правовой формы «публично-правовая
компания» и установление порядка ее создания, деятельности, организации и
ликвидации.
Согласно Плану-графику существующие в настоящее время
государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны
быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. После
введения в законодательство Российской Федерации организационно-правовой
формы «публично-правовая компания» согласно Плану-графику в указанную
форму предполагается преобразовать государственные корпорации «Банк
развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и
«Агентство по страхованию вкладов».
Государственные корпорации (государственные компании) создавались
для реализации общественно значимых (публичных) целей. При этом они
отличаются от органов государственной власти значительной степенью
автономности. Рост числа государственных корпораций и создание
государственной компании «Автодор» в Российской Федерации были
обусловлены поиском оптимальной модели представления интересов
государства в различных сферах социальной и экономической
действительности, необходимостью исключения излишнего бюрократического
администрирования и несовершенством нормативного законодательства,
регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-
правовых форм, что тормозило решение исключительно важных для
государства задач и его инновационное развитие.
23031867.doc
2
Практика реализации федеральных законов, регулирующих деятельность
государственных корпораций и государственной компании «Автодор»,
показала, что государственные корпорации и государственная компания
«Автодор» — новое и важное звено проведения государственной политики в той
или иной области. Данные институты должны, с одной стороны, вписываться в
рыночную систему посредством участия в гражданском обороте, с другой —
осуществлять управленческие функции. Само появление государственных
корпораций и государственной компании «Автодор» свидетельствует о
совершенствовании форм непосредственного участия государства в
экономических отношениях.
За время существования государственных корпораций и государственной
компании «Автодор» применительно к юридическому оформлению их
деятельности возникло значительное число как теоретических, так и
практических вопросов, которые в итоге привели к необходимости пересмотра
подхода к созданию и функционированию государственных корпораций и
государственной компании «Автодор».
Проверка деятельности государственных корпораций Счетной палатой
Российской Федерации в 2009 году показала, что отсутствие должного
контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному
использованию переданного им государственного имущества.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году
Президент Российской Федерации отметил, что данная форма в современных
условиях в целом бесперспективна. Как следствие, в целях реализации
положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации были даны поручения подготовить
предложения о порядке и сроках реорганизации в акционерные общества
государственных корпораций, которые работают в конкурентной среде, а
также о сроках функционирования иных государственных корпораций
(поручения от 12 ноября 2009 г. № Пр-3014 и от 15 ноября 2009 г. № Пр-3035
(подпункт «в» пункта 1).
Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости создания
унифицированных правил деятельности государственных корпораций
(государственных компаний), определяющих общие подходы и требования к
созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и
ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).
При принятии решения о законодательном оформлении механизма
создания публично-правовых компаний полагаем принципиальным
предусмотреть в унифицированном виде основные положения, регулирующие
23031867.doc
3
деятельность публично-правовых компаний (структура органов управления и
их функции, статус имущества, подотчетность и подготовка отчетности,
распространение на работников требований и запретов, аналогичных
предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации для
сотрудников государственных корпораций и другие). В нормативных правовых
актах о создании таких организаций могут быть предусмотрены
дополнительные, в основном отраслевые, особенности их функционирования.
Это позволит при сохранении общего подхода к регулированию их
деятельности учесть специфику возлагаемых на них функций и задач.
Законопроектом предполагается ввести в правовую систему Российской
Федерации организационно-правовую форму некоммерческой унитарной
организации «публично-правовая компания», создаваемой на основании
решения Правительства Российской Федерации либо федерального закона и
осуществляющей свою деятельность в интересах государства и общества.
Законопроектом предусматривается распространение на работников
публично-правовых компаний запретов, предусмотренных для
государственных корпораций (государственных компаний).
Законопроект направлен на решение проблемы использования временно
свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование
временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается
осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности
приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных
активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования
временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их
инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию
временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно
свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается
определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о
государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение
эффективности и степени прозрачности их деятельности путем введения в
законодательство Российской Федерации новой организационно-правовой
формы — «публично-правовая компания» — с последующим преобразованием
государственных корпораций, действующих в неконкурентной среде.
Отмечаем, что изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации,
предусматривающие введение новой организационно-правовой формы
унитарной некоммерческой организации — «публично-правовая компания»,
подготавливаются в соответствии с пунктом 2 поручения Правительства
23031867.doc
4
Российской Федерации от 26 июля 2012 г. № РД-П7-4309, данного во
исполнение подпункта «а» пункта 1 поручения Президента Российской
Федерации от 17 июля 2012 г. №Пр-1793, в рамках доработки проекта
федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую,
вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а
также отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: