Пояснительная записка к Федеральному закону 238-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О независимой оценке квалификации»
Проект федерального закона «О независимой оценке квалификации»
(далее — законопроект) подготовлен в рамках реализации поручений
Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 (пункт 11),
от 26 декабря 2013 г. №Пр-3050 (пункт 5), от 20 февраля 2015 г. № Пр-285
(подпункт «б» пункта 2), от 30 января 2016 г. №Пр-174 (подпункт «а»
пункта 1).
В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации
работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании» в рамках создания систем добровольной
сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной
деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого
законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из
сферы действия данного закона, поэтому требуется установление правовых
основ независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным
стандартам (далее — оценка квалификации).
В соответствии со статьей 1951 Трудового кодекса Российской
Федерации профессиональные стандарты характеризуют квалификацию,
необходимую работнику для осуществления определенного вида
профессиональной деятельности.
В связи с повышением требований к квалификации работников и
постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость
совершенствования подходов к оценке квалификации. Полученные в рамках
непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции
работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное
признание.
Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной
практике представляется как процесс и результат независимой (обычно
экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание
неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные
полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом
международный опыт (Великобритания, Франция, Канада и другие страны)
свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников
осуществляется с помощью государственной поддержки.
26022710.doc
Законопроект предусматривает формирование объединениями
работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на
соответствие профессиональным стандартам (далее — система независимой
оценки квалификации), основанной на доверии к качеству этой оценки со
стороны работодателей и граждан.
Координатором системы независимой оценки квалификации является
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по
профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), полномочия
которого определены Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля
2014 г. №249.
В целях организации работы по оценке квалификации в определенном
виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным
квалификациям (далее — советы) на общероссийском уровне на базе
отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации,
представляющих профессиональные сообщества.
Советы наделяются решением Национального совета полномочием по
отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (далее —
центры оценки квалификации).
Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме
профессионального экзамена и оформляют ее результаты.
Обеспечение практической деятельности Национального совета, советов,
центров оценки квалификации осуществляет национальное агентство развития
квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав которой в
качестве соучредителей входят общероссийские объединения работодателей,
заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская
Федерация, функции и полномочия учредителя от имени которой
осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные
Правительством Российской Федерации.
Национальное агентство развития квалификаций формирует и
осуществляет ведение информационно-справочного ресурса «Реестр
независимой оценки квалификаций» (далее — Реестр), который включает в себя
в том числе сведения о советах, центрах оценки квалификации, сведения о
наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на
соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков
действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для
прохождения профессионального экзамена по соответствующим
квалификациям.
26022710.doc
В целях обеспечения единого подхода в работе советов, центров оценки
квалификации Минтруд России после одобрения Национальным советом
утверждает примерное положение о совете, требования к центрам оценки
квалификации, форму бланка свидетельства о квалификации, положение об
апелляционной комиссии, положения о проведении профессионального
экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных
экзаменов, порядок формирования и ведения Реестра.
Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет
средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.
В связи с принятием законопроекта предусматривается внесение
изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования
порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия)
на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и
компенсаций в период прохождения оценки квалификации.
По итогам профессионального экзамена соискателям выдается
свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного
прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена
с рекомендациями соискателю.
Оценка квалификации является добровольной для граждан, включая
работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных
последствий или требований, в том числе при приеме на работу.
В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе
независимой оценки квалификации предусматривается внесение
соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Законопроект учитывает практику работы в сфере оценки квалификации
Национального совета и советов. Так, за 2015 год создано 50 центров оценки
квалификации, прошли оценку квалификации 4,6 тыс. человек.
По информации Минтруда России, внедрение оценки квалификации
создаст условия для обеспечения к 2018 году потребности в
квалифицированных кадрах, прежде всего в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, в строительстве и машиностроении, а также для сокращения сроков
повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10% за
счет уточнения образовательных программ и тем самым позволит снизить
расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели в среднем на
3,5 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, оценка квалификации будет
способствовать снижению аварийности и соблюдению технологических
режимов производства (так, по данным саморегулируемой организации
«Некоммерческое партнерство «Национальное агентство контроля сварки»,
26022710.doc
оценка квалификации по профессиям сварки способствовала снижению
аварийности на 20 — 25% на объектах «Газпрома» и «Роснефти»).
Законопроектом предусмотрено, что в случае, если федеральным законом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен
иной порядок оценки квалификации, чем установлен законопроектом, оценка
квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим
федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации (например, порядок оценки квалификации педагогических,
медицинских работников, кадастровых инженеров и других работников).
В целях создания условий для формирования системы независимой
оценки квалификации Общероссийскому объединению работодателей
«Российский союз промышленников и предпринимателей» в 2016 году
предусмотрено выделение средств в объеме 300 млн. рублей (Федеральный
закон от 14 декабря 2015 г. № ЗбЗ-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2016 год»). На последующие годы
объем государственной поддержки системы независимой оценки
квалификации будет определяться в рамках бюджетного процесса.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском
экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров
Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: