Пояснительная записка к Федеральному закону 242-ФЗ 23.07.2013

Необходимость принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», изменяющего предусмотренный статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, обусловлена возникающими в деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований трудностями при применении данных норм.

Федеральным законодателем при урегулировании механизма исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов муниципальных образований допущен пробел, связанный с определением круга судебных актов, которые исполняются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, исходя из пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причинённого гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) соответственно органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

При этом финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны руководствоваться пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом, то есть так и не иначе, как это установлено пунктами 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, исполнять судебные акты по иным категориям дел финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), для которых установлена разрешительная модель деятельности, не уполномочены. В силу изложенного значительная часть судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в принципе не может быть исполнена (в практике финансового органа Красноярского края и финансовых органов муниципальных образований, входящих в состав Красноярского края, судебные акты, не связанные с возмещением вреда, причинённого органами власти или их должностными лицами, например, дела, вызванные недофинансированием установленных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан), поскольку федеральный законодатель, исключив службу судебных приставов из числа органов, уполномоченных осуществлять исполнение судебных актов, не соответствующих требованиям пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не определил и иной уполномоченный орган.

Следствием указанного законодательного пробела является нарушение основополагающего принципа обязательности судебных постановлений (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подрыв доверия населения к органам власти, а также повсеместные обращения взыскателей в суд с целью индексации неполученных денежных сумм.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе каким-либо образом восполнить пробел законодательного регулирования в данной области, поскольку Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14.07.2005 №8-П была высказана правовая позиция, согласно которой регулирование механизма исполнения судебных решений в отношении государства, предусматривающего определённые изъятия из такого общего правила исполнительного производства, как применение к должнику мер принуждения вплоть до принудительного отчуждения имущества, является исключительной прерогативой федерального законодателя.

В отношении федерального уровня власти такая проблема отсутствует ввиду прямого указания федерального законодателя на то, что Министерство финансов Российской Федерации, помимо исков к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, осуществляет также исполнение судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счёт казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным в целях преодоления возникающих в деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) трудностей при исполнении судебных актов считаем необходимым изменить редакцию пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепив механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов муниципальных образований, аналогичный механизму исполнения судебных актов Министерством финансов Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законопроект расширяет круг судебных актов, исполнение которых осуществляется финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). Предлагается отнести к ведению финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) исполнение всех судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, а также судебных актов, исполнение которых осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях усиления защиты имущественных интересов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) законопроектом предполагается закрепить обязанность главных распорядителей соответствующих бюджетов, представлявших в суде интересы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), информировать финансовые органы о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта и о результатах обжалования.

Учитывая, что по заявлениям взыскателей суды на основании статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляют индексацию присуждённых денежных сумм по неисполненным судебным решениям, что приводит к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, законопроект устанавливает, что к судебным актам, неисполненным с 1 января 2006 года в связи с несоответствием требованиям пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применяется.

Считаем возможным посредством представленного законопроекта урегулировать отношения, возникающие при исполнении финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: