Пояснительная записка к Федеральному закону 263-ФЗ 25.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 23
Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
Целью проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью
23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является
создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путем
сохранения за ними организационно-правовой формы юридического лица.
Законопроектом предлагается внести в Пояснительная записка к Федеральному закону от 11 июня
2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следующие
изменения:
1) продлить срок сохранения за крестьянским (фермерским) хозяйством
статуса юридического лица до 1 января 2021 года.
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» впервые ввел в правовой оборот понятие
«крестьянское (фермерское) хозяйство». В статье 1 данного Закона
указывалось, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является
самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица».
Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в
силу 1 января 1995 года, в пункте 2 статьи 23 указывала, что создать
крестьянское (фермерское) хозяйство можно только без статуса
юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пояснительная записка к Федеральному закону от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» закрепил за крестьянским (фермерским)
хозяйством статус предпринимателя без образования юридического лица,
установленный в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Одновременно статья 23 данного Закона сохранила за крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами, созданными как юридические лица в
соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве», статус юридического лица на период
до 1 января 2010 года. В последствие данный период был продлен до
1 января 2013 года.
Таким образом, в настоящее время действуют различные
организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств. По
данным Росстата на 1 января 2011 года насчитывается 304 тысячи
крестьянских (фермерских) хозяйств. Из них 117 тысяч являются
индивидуальными предпринимателями – главами крестьянского
(фермерского) хозяйства, 103 тысячи – индивидуальными
предпринимателями – сельскохозяйственными товаропроизводителями,
84 тысячи имеют статус крестьянского (фермерского) хозяйства –
юридического лица. Кроме того, большое количество крестьянских
(фермерских) хозяйств – юридических лиц были преобразованы в другие
формы хозяйствования – ООО, СПК и др.
Однако при смене организационно-правовой формы крестьянское
(фермерское) хозяйство теряет ряд важных преимуществ.2
В частности, ставится под угрозу принцип семейности.
Индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского)
хозяйства сталкивается с трудностями, касающимися передачи своего
хозяйства в случае его нетрудоспособности, болезни или старости, а также
передачи по наследству, для чего необходимо закрыть крестьянское
хозяйство, а приемнику – открыть новое и зарегистрировать его в
государственном органе, это требует множества дополнительных расходов, и
самое главное – разрушается принцип преемственности при передаче
хозяйства от одного поколения к другому.
Еще одной проблемой является то, что индивидуальный
предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства отвечает по
обязательствам всем своим имуществом, в том числе личным. Глава и члены
крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица отвечают по
обязательствам только своей долей в крестьянском хозяйстве. Вместе с этим,
крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица
ограничен в некоторых видах деятельности, в частности, не может
заниматься племенным животноводством. Существует и ряд других
недостатков.
В настоящее время, в связи с истечением срока сохранения за
крестьянским (фермерским) хозяйством статуса юридического лица
возникает ряд проблем, в том числе с получением и погашением
долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых крестьянским
(фермерским) хозяйствам.
Считаем целесообразным предоставить возможность фермеру
самостоятельно выбрать наиболее подходящую для осуществления
хозяйственной деятельности организационно-правовую форму, с
соответствующим закреплением в Гражданском кодексе Российской
Федерации и Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
понятия крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица.
В качестве оперативной меры для сохранения крестьянских
(фермерских) хозяйств, созданных в качестве юридических лиц, считаем
необходимым внести изменения в статью 23 Федерального закона от 11 июня
2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в части
продления срока перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств –
юридических лиц, для того, чтобы данные хозяйства могли получать
долгосрочные инвестиционные кредиты, участвовать в реализации
государственных и ведомственных целевых долгосрочных программ, не
несли дополнительные затраты на переоформление имущественно-
хозяйственного комплекса при переходе в другую организационно-правовую
форму.
Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» создаст
условия для дальнейшего успешного развития как фермерского хозяйства, в
частности, так и всего аграрного комплекса, в целом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: