Пояснительная записка к Федеральному закону 271-ФЗ 25.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Целью данного законопроекта является формирование необходимых
правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации
эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального
ремонта многоквартирных домов (региональных систем капитального
ремонта многоквартирных домов) за счет организационного обеспечения
процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных
домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений
многоквартирных домов.
С целью создания гарантированного источника финансирования
расходов, связанных с проведением капитальных ремонтов, а также
обеспечения погашение привлекаемых для финансирования капитального
ремонта кредитов, займов, уплаты процентов по ним, законопроект
предусматривает введение обязательной ежемесячной платы за капитальный
ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных
домах, в том числе публичными образованиями. Вводя указанную норму,
законопроект конкретизирует закреплённую в статье 155 Жилищного
кодекса Российской Федерации обязанность собственников помещений в
многоквартирном доме оплачивать расходы на капитальный ремонт общего
имущества.
Порядок установления размера платы за капитальный ремонт, порядок
определения минимального и максимального размера платы за капитальный
ремонт определяется Правительством Российской Федерации. К
полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение
максимального и минимального размера такой платы, а к полномочиям
органов местного самоуправления – установление размера такой платы в
соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
До проведения полной технической инвентаризации жилищного фонда
и определения точных объемов финансовых потребностей на проведение
капитального ремонта, размер ежемесячной платы за капитальный ремонт
предположительно может быть привязан к размеру федерального стандарта
стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей
площади жилья в месяц и должен находиться в пределах от 0,5 до 1,5
указанной величины. Представляется целесообразным установление нулевой
ставки платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений,
с момента ввода в эксплуатацию которых прошло не более 5 лет, и
установление пониженной ставки платы за капитальный ремонт для
собственников многоквартирных домов, в отношении которых остаются не
исполненными обязанности публичного образования по проведению2
капитального ремонта, на основании статьи 16 Закона Российской Федерации
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
С целью обеспечения возможности реализации различных вариантов
организации систем капитального ремонта в субъектах Российской
Федерации в зависимости от местных условий законопроектом предлагается
наделить субъекты Российской Федерации полномочиями в части:
— установления порядка организации и функционирования
региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов (в том
числе определение порядка расчета минимального размера платы за
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядка
внесения такой платы и порядка целевого расходования средств,
предназначенных для финансирования капитального ремонта общего
имущества в многоквартирном доме);
— осуществления финансирования (софинансирования) мероприятий по
капитальному ремонту общего имущества в МКД.
В частности, субъектом Российской Федерации может быть
предусмотрена централизованная система аккумулирования и управления
накоплениями на капитальный ремонт общего имущества, сформированными
за счет ежемесячной платы многоквартирных домов в рамках определенной
территории (например, одного муниципального образования). Может быть
также предусмотрена децентрализованная система, когда накопление средств
осуществляется на отдельных банковских счетах, открываемых
управляющими организациями и товариществами собственников жилья.
Централизованная система предполагает аккумулирование средств
накоплений на капитальный ремонт на счете уполномоченной субъектом
Российской Федерации организации, которая осуществляет учет поступлений
и управление ими, а также управление средствами, направляемыми на
финансирование капитальных ремонтов, полученные за счет привлеченных
кредитов, субсидий. Централизованная система может включать
возможность использования накоплений одного дома на капитальный ремонт
другого дома на возвратной основе.
Субъект Российской Федерации при введении централизованной
системы аккумулирования средств может установить порядок перечисления
платы за капитальный ремонт собственниками помещений непосредственно
на счет уполномоченной субъектом Российской Федерации организации,
минуя счета управляющей компании или ТСЖ.
В целях единообразия применения норм действующего
законодательства и защиты законных интересов собственников помещений
Российская Федерация оставляет за собой право определить основные
подходы и требования к организации и финансированию капитального
ремонта МКД, а именно:3
— определить общие требования к организации региональных систем
капитального ремонта многоквартирных домов;
— осуществлять методическое обеспечение организации региональных
систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Указанные полномочия направлены на недопущение нецелевого и
неэффективного использования средств собственников помещений в
многоквартирных домах, собираемой в качестве платы за капитальный
ремонт.
Основные гарантии прав собственников помещений предусмотрены
непосредственно в законопроекте :
1) в случае установления субъектом Российской Федерации
централизованной системы аккумулирования и управления средствами
накоплений на капитальный ремонт, субъект Российской Федерации обязан
предусмотреть порядок реализации решения общего собрания собственников
помещений об отказе от участия в такой централизованной системе. Кроме
того должно быть обеспечено равное право на доступ к государственному и
муниципальному софинансированию капитального ремонта
многоквартирных домов независимо от их участия в централизованной
системе аккумулирования и управления средствами накоплений, а также
независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом;
2) приоритет при предоставлении бюджетного финансирования
капитального ремонта тех многоквартирных домов, в отношении которых не
исполнена обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии
со статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации»;
3) возможность предоставления мер государственной поддержки за
счет средств бюджетной системы Российской Федерации муниципальным
образованиям в целях обеспечения исполнения ими обязанности по
проведению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Представленный законопроект носит рамочный характер, поскольку
направлен на совершенствование действующих норм жилищного права и
базируется на статье 40 Конституции Российской Федерации, согласно
которой органы государственной власти и органы местного самоуправления
создают условия для осуществления права на жилище

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: