Пояснительная записка к Федеральному закону 277-ФЗ 21.07.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» (далее — законопроект) разработан во исполнение абзаца 11
подпункта «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации
по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской
Федерации, состоявшегося 11 апреля 2013 г.
Законопроект направлен на усиление уголовной и административной
ответственности за преступления и правонарушения, совершаемые в сфере
лесного хозяйства (нарушение правил заготовки древесины, незаконная рубка,
уничтожение или повреждение лесных насаждений, нарушения правил
санитарной и пожарной безопасности в лесах и другие), а также установление
уголовной и административной ответственности за оборот незаконно
заготовленной древесины.
Незаконная рубка лесных насаждений, а также действия, связанные с
уничтожением или повреждением лесных насаждений, представляют
серьезную проблему для лесного хозяйства. Одной из основных причин
незаконной рубки лесных насаждений является непрекращающийся спрос на
древесину, в том числе добываемую преступным путем.
Несмотря на предпринимаемые меры, количество преступлений и
правонарушений, связанных с незаконной рубкой, уничтожением или
повреждением лесных насаждений, а также размер ущерба, причиненного
данными преступлениями и правонарушениями, по-прежнему остаются
недопустимо высокими. Так, в период 2011 — 2012 годов ежегодно по
статье 260 (Незаконная рубка лесных насаждений) Уголовного кодекса
Российской Федерации (далее — УК) регистрировалось более
16 тыс. преступлений (за совершение таких преступлений в 2011 году
осуждено 6052 чел., из них к лишению свободы — 246, в 2012 году осуждено
5765 чел., из них к лишению свободы — 193), по статье 261 (Уничтожение или
повреждение лесных насаждений) УК — до 2 тыс. преступлений (за совершение
таких преступлений в 2011 году осуждено 75 чел., из них к лишению свободы —
4, в 2012 году осужден 71 чел., из них к лишению свободы — 2).
Общий размер ущерба, причиненного в указанные годы незаконной
рубкой, составил около 2 млрд. рублей, а уничтожением или повреждением
23072055.doc лесных насаждений — около 50 млн. рублей. При этом во многих регионах
(например, в Калужской, Ярославской, Калининградской, Астраханской,
Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Иркутской и Томской областях)
размер ущерба, причиненного незаконной рубкой и уничтожением или
повреждением лесных насаждений, вырос в 2 — 3 раза.
Незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений
помимо причинения существенного материального ущерба экономике создают
предпосылки для возникновения угрозы экологической безопасности в
масштабах государства. По данным специалистов, полностью восстановить
лесной фонд, которому причинен ущерб в результате незаконной рубки,
практически невозможно.
Кроме того, актуальным является вопрос установления уголовной и
административной ответственности за оборот незаконно заготовленной
древесины. По экспертным оценкам, нелегальный оборот древесины в России
составляет свыше 20 млн. м3 в год.
Преступления в сфере лесных отношений, как правило, имеют
организованный характер, совершаются с применением дорогостоящей
специализированной лесозаготовительной техники. Анализ
правоприменительной практики свидетельствует о недостаточности
существующих мер государственного принуждения, применяемых в связи с
совершением преступлений и правонарушений в указанной сфере.
Законопроектом предлагается внести изменения в санкции статей 260 и
261 УК, предусматривающие усиление уголовной ответственности путем
увеличения размера такого вида наказания, как штраф, а также срока наказания
в виде лишения свободы, что, по экспертным оценкам, позволит снизить
экономическую привлекательность рассматриваемых противоправных деяний,
а также обеспечить возмещение вреда, причиненного данными
преступлениями.
Также законопроектом предлагается дополнить УК статьей 191
предусматривающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку,
переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной
древесины, совершенные в крупном размере (часть первая), группой лиц по
предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или
организованной группой либо лицом с использованием своего служебного
положения (часть третья). При этом крупный и особо крупные размеры в целях
данной статьи предлагается определять исходя из стоимости незаконно
заготовленной древесины, исчисляемой по утвержденным Правительством
Российской Федерации таксам. Предлагаемая законопроектом статья 1911 УК
будет являться специальной по отношению к статье 175 УК,
предусматривающей ответственность за приобретение или сбыт имущества,
23072055.doc заведомо добытого преступным путем, что позволит исключить конкуренцию
уголовно-правовых норм.
Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных
проектируемой статьей 1911 УК, предполагается отнести к подследственности
дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации (части первая и
вторая статьи 1911 УК) и следователей органов внутренних дел Российской
Федерации (часть третья статьи 1911 УК).
Кроме того, законопроектом предлагается расширить диспозицию
части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — КоАП) путем включения в число административно
наказуемых противоправных действий приобретения, хранения, перевозки или
сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (при отсутствии
признаков уголовно наказуемого деяния), а также усилить административную
ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных
статьями 8.25 — 8.28, 8.31, 8.32 КоАП, путем увеличения размеров
административных штрафов.
Принятие федерального закона повлечет необходимость внесения
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая
2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие
нарушения лесного законодательства». Разработка соответствующего акта
Правительства Российской Федерации предполагается до принятия
законопроекта Государственной Думой во втором чтении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: