Пояснительная записка к Федеральному закону 288-ФЗ 30.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного
людского резерва»
Законопроект является итогом деятельности рабочей группы, созданной в
соответствии с Регламентом Государственной Думы Решением Комитета
Государственной Думы по обороне от 20 ноября 2008 года № 32/1, с участием
представителей Минобороны России, МВД России, Минфина России и ФСБ
России.
В мае 2007 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция
создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских
ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований, органов и создаваемых на военное время специальных
формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской
Федерации (далее — Концепция).
Целью создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных
людских ресурсов согласно Концепции является обеспечение гарантированного
доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов в установленные сроки военно-обученными мобилизационными людскими
ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций.
Сущность предлагаемых изменений в системе подготовки и накопления
мобилизационных людских ресурсов заключается в том, что в составе запаса
Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки
Российской Федерации и запаса Федеральной службы безопасности Российской
Федерации выделяется мобилизационный людской резерв (далее — резерв).
При этом включение граждан в состав резерва будет осуществляться на
добровольной основе путем заключения с ними контракта, определяющего
основные условия пребывания гражданина в составе резерва.
Остальные граждане, пребывающие в запасе, будут относится к
мобилизационному людскому ресурсу.2
Комплектование резерва планируется осуществляться исходя из наличия
продолжительности военной подготовки у граждан, пребывающих в запасе, их
годности к военной службе и возраста.
Подготовка резервистов будет обеспечиваться путем регулярного
прохождения ими военных сборов, привлечения их к мероприятиям оперативной,
мобилизационной, боевой подготовки и тренировочным занятиям в конкретных
воинских частях в которые в соответствии с контрактом они предназначаются.
Создание новой системы подготовки и накопления мобилизационных
людских ресурсов планируется осуществлять поэтапно. На первом этапе (2007 —
2010 годы) предусмотрена разработка проектов нормативных правовых актов,
регламентирующих функционирование новой системы накопления
мобилизационных людских ресурсов.
Учитывая, что вопросы пребывания граждан в резерве частично уже
отражены в отдельных нормативных правовых актах, в частности, вопросы
призыва граждан на военные сборы и прохождения гражданами военных сборов в
период пребывания в запасе, законопроектом предлагается интегрировать нормы о
резерве в действующие законодательные акты Российской Федерации:
федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации», «Об Обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О
статусе военнослужащих» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается:
1) в Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и
мобилизации в Российской Федерации» определить правовые основы создания
института резерва, установив, что для мобилизационного развертывания
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов создается запас, который состоит из мобилизационного людского ресурса
и мобилизационного людского резерва;
2) в Федеральном законе «Об Обороне»:
— определить полномочие Президента Российской Федерации по принятию
решения о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и
утверждению численности резервистов, а также полномочие Правительства3
Российской Федерации по утверждению положения о порядке пребывания граждан
Российской Федерации в мобилизационном людском резерве;
3) в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:
— предусмотреть проведение мероприятий по медицинскому
освидетельствованию и медицинскому обследованию для граждан, поступающих в
резерв;
— для граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе военной
подготовки офицеров запаса на военной кафедре и заключивших соответствующий
договор об обучении предусмотреть норму в соответствии с которой, указанные
граждане по окончании образовательных учреждений заключают контракт о
пребывании в резерве, если в отношении них Министерством обороны Российской
Федерации принято решение о предназначении в резерв Вооруженных Сил
Российской Федерации, в случае же отказа от заключения такого контракта —
установить материальную ответственность;
— для граждан, заключивших контракт о пребывании в резерве, снять
ограничение по общей продолжительности военных сборов, к которым
привлекается гражданин за все время пребывания в запасе;
— дополнить федеральный закон новым разделом, определяющим общие
вопросы поступления граждан в резерв, пребывания в резерве и увольнения из
резерва, в частности:
условия контракта о пребывании в резерве, его сроки;
категории граждан, имеющих право на заключение контракта о пребывании
в резерве;
категории граждан, с которыми не может быть заключен контракт;
требования, предъявляемые к гражданам, поступающим в резерв;
аттестация граждан, пребывающих в резерве;
предельный возраст пребывания в резерве;
основания увольнения граждан из резерва;
материальная ответственность за досрочное расторжение контракта;
4) в Федеральном законе «О статусе военнослужащих»:
— определить виды денежных выплат граждан, призванных на военные
сборы, и граждан, пребывающих в резерве;4
— закрепить право граждан, призванных на военные сборы, на
продовольственное и вещевое обеспечение;
— гражданам, пребывающим в резерве, предоставить право на прохождение
профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышение
квалификации в военных образовательных учреждениях без взимания платы за
обучение;
5) в Трудовом кодексе Российской Федерации:
— предоставить гражданам, пребывающим в резерве, право на
дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до 5 календарных дней.
Учитывая новизну института резерва, законопроектом предлагается
установить трехлетний переходный период, в течении которого начать
формирование резерва только для Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом поскольку на предполагаемую дату вступления Федерального
закона в силу нормативного правового акта Президента Российской Федерации о
численности резервистов (пункт 1 статьи 1 законопроекта) не будет,
законопроектом на этот период предлагается установить численность резервистов
непосредственно в федеральном законе (пункт 5 статьи 7 законопроекта), а
вступление в силу нормы о том, что численность резервистов утверждается
Президентом Российской Федерации, отложить до окончания переходного
периода — 1 января 2014 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: