Пояснительная записка к Федеральному закону 290-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее —
законопроект) разработан в соответствии с:
пунктом 61 Плана законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2425-р,
предусматривающим оптимизацию государственного регулирования в сфере
применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ);
пунктом 12 Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-
правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты
налогов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2012 г. № 2250-р, предусматривающим совершенствование
порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт;
подпунктом «б» пункта 4 перечня поручений Президента Российской
Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской
Федерации от 7 апреля 2015 г. (№ Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года);
подпунктом «а» пункта 7 поручения Председателя Правительства
Российской Федерации Д.А.Медведева от 5 мая 2015 г. № ДМ-П13-3001;
пунктом 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 8 апреля 2015 г.
№ ИШ-ШЗ-ЗОпр;
пунктом 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 25 сентября 2015 г.
№ ИШ-П13-64пр.
Проектом федерального закона вносятся изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при
25120617.doc
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт» в части наделения Минфина России
полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере применения ККТ и уточнения понятийного
аппарата.
Предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей
информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и
электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес
налоговых органов в электронном виде: для вновь регистрируемой ККТ —
с 1 января 2017 года, для применяемой в настоящее время ККТ — с 1 июля
2017 года, для лиц, на которых законопроектом возлагается ранее
отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, — с 1 января 2018 года.
Реализация соответствующего правового механизма позволит снизить
административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет
упрощения предоставления государственной услуги по регистрации
(перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на
место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков,
связанных с использованием ККТ, а также позволит сократить объем
«теневого» оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые
поступления в бюджет.
Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме
«on-line» позволит создать современную автоматизированную систему
контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую
осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки
(доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и
последующего осуществления «точечных» результативных проверок.
Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи
информации создаст условия для повышения уровня защищенности прав
потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на
удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о
защите прав потребителей.
Так, законопроект предусматривает:
формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном
виде (с 1 января 2018 года — только в электронном виде, за исключением
установленных законопроектом случаев), и, соответственно, такой документ
будет доступен как потребителю, так и продавцу практически в любой момент,
в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно
утрачен;
25120617.doc
определение автоматизированных систем, осуществляющих
формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом
перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача
бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, определяется
Правительством Российской Федерации;
возможность при осуществлении расчетов в сети «Интернет» направлять
покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном
виде, а по требованию покупателя (клиента) — в бумажном виде.
При этом законопроектом сохраняется действующий порядок
применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена
передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном
виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю
ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в
фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Проектом федерального закона отменяется ведение Государственного
реестра ККТ. При этом вводится обязанность производителя ККТ и
производителя фискального накопителя (далее — ФН) представлять в ФНС
России сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.
Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов
работы контрольных органов в части внедрения новой системы
администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности
наличных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа
в сфере торговли и услуг.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный
закон от 3 июня 2009 г. № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей
физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Пояснительная записка к Федеральному закону
от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в части
перехода на применение ККТ с функцией передачи информации.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы
администрирования ККТ законопроектом предусматривается внесение
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — КоАП РФ) в части повышения ответственности за
неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг
посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы
денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.
Действующие в настоящее время размеры административных штрафов
не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности
25120617.doc
4
применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами
получаемых доходов от хозяйственной деятельности.
Законопроектом в целях уменьшения теневого оборота наличных
денежных средств вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности
за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года.
Это обусловлено тем, что двухмесячный срок давности (от момента
совершения правонарушения до момента вынесения соответствующего
постановления) зачастую не позволяет завершить процедуру привлечения
к ответственности.
В результате этого возникает ситуация, при которой налоговые органы не
могут обеспечить соблюдение установленного срока составления протокола об
административном правонарушении.
Вместе с тем в случае проведения административного расследования
протокол об административном правонарушении составляется по окончании
расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. В связи
с этим законопроектом предусматривается предоставление возможности
проведения административного расследования в области применения ККТ.
Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля
законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение
порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а
также за непредставление, несвоевременное представление, представление
недостоверной, представление не в полном объеме информации и (или)
документов по запросам налоговых органов.
Внесение изменений в действующее законодательство потребует
дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального
бюджета, которые, по предварительной оценке ФНС России, составляют до
1,7 млрд. рублей в 2015 — 2017 годах и могут быть скорректированы в сторону
уменьшения после разработки проектных решений и рабочей документации по
созданию автоматизированной системы контроля и регистрации ККТ.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о
Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам
Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей
государственных программ Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: